Проекты по производству "зеленого" водорода не получили широкого распространения в Евросоюзе из-за высоких затрат. Однако новое законодательство в секторе нефтепереработки ЕС предоставляет возможности для масштабного внедрения этой технологии. Об этом говорится в новом отчете Wood Mackenzie.
Согласно прогнозам Wood Mackenzie, к 2030 году европейским нефтеперерабатывающим предприятиям будет необходимо производить около 0,5 млн тонн "зеленого" водорода в год, чтобы соответствовать нормам ЕС. Этого объема будет достаточно, чтобы заменить около 30% текущего производства водорода с углеродным следом.
Нефтепереработка предоставляет самые масштабные возможности для производства водорода в мире. На ее долю, наряду с производством аммиака и метанола, приходится 98% текущего спроса.
В последней редакции Директивы ЕС по возобновляемым источникам энергии (известной как RED III) предпочтение отдается "зеленому" водороду, а не "голубому".
Европейские нефтеперерабатывающие компании намерены стать крупными производителями или покупателями "зеленого" водорода, в первую очередь для декарбонизации сектора нефтепереработки, говорится в отчете. Wood Mackenzie также отмечает, что европейские нефтеперерабатывающие компании уже вложили более $5 млрд в мощности по производству низкоуглеродного водорода объемом 6 млн тонн в год, по которым было принято окончательное инвестиционное решение.
Недавние результаты аукциона Европейского водородного банка свидетельствуют о готовности нефтеперерабатывающих заводов внедрять "зеленый" водород. При этом, как отмечает Wood Mackenzie, они "готовы платить премиальные цены при средней стоимости водорода на уровне $9,23/кг".
На последних аукционах ЕС средняя стоимость "зеленого" водорода снизилась на 18% — до $8,35/кг (это в 4-8 раз больше целевого показателя, предусмотренного Водородной стратегией ЕС). При этом заявки Германии упали более чем на 55%. Однако прогресс в странах блока остается неравномерным, поскольку, по мнению аналитиков Wood Mackenzie, медленное принятие законодательства RED III на национальном уровне препятствует разработке проектов во многих странах ЕС.
По мнению аналитиков Wood Mackenzie, к 2050 году для производства "климатически нейтрального" авиационного топлива может потребоваться 8 миллионов тонн "зеленого" водорода.
В отчете делается вывод о том, что, хотя европейские нефтеперерабатывающие заводы могли бы сыграть решающую роль в расширении производства "зеленого" водорода, успех зависит от дальнейшего снижения затрат и политической поддержки.
Комментарий ИнфоТЭК:
Текущие объемы производства "зеленого" водорода в странах ЕС примерно в 20 раз отстают от планов, предусмотренных Водородной стратегией ЕС.
Первоначально, в 2020 году, европейское руководство рассчитывало на бурное развитие водородной энергетики, но рост спроса на H2 как энергоноситель практически не наблюдается. Поэтому основные усилия стали предприниматься для замещения "серого" водорода в промышленном производстве, что в перспективе может привести к снижению конкурентоспособности промышленности ЕС. В свою очередь, это потребует развития системы "углеродных" импортных пошлин для защиты внутреннего производителя.