Установленная мощность электролизеров, предназначенных для производства "зеленого водорода", в Европейском союзе достигла 571 МВт в июле 2025 года. По данным Hydrogen Europe, это на 48% больше аналогичного показателя в сентябре 2024 года (385 МВт).
На этапе строительства находятся еще 2,84 ГВт. При этом не была достигнута промежуточная цель, поставленная водородной стратегией ЕС (принята в 2020 году) — в 6 ГВт электролизеров к 2024 году.
В период с сентября 2024 по июль 2025 года лишь 517 МВт получили окончательное инвестиционное решение. Германия лидирует — в этой стране порядка 993 МВт находятся на стадии строительства.
В целом, из 2,84 ГВт, находящихся на стадии строительства в Европе, 94% расположены в 8 странах.
По прогнозам авторов отчета, к 2030 году ЕС будет производить лишь 60% от запланированного объема водорода, таким образом страны не смогут выполнить свои планы. Напомним, что целевой спрос на водород в ЕС составит 2,8 млн тонн к 2030 году.
Ожидается, что к 2030 году 27 стран ЕС будут производить около 1,43 млн тонн в год. При этом, по меньшей мере 0,25 млн тонн будут импортироваться.
Авторы отчета прогнозируют, что к 2030 году объем поставок низкоуглеродного водорода составит 2,3 млн тонн.
Согласно этому прогнозу, к 2030 году в ЕС будет введено в эксплуатацию около 13 ГВт электролизных мощностей, в то время как нормативный спрос в ЕС, по прогнозам, составит 2,8 млн тонн к 2030 году, что потребует около 26 ГВт электролизных мощностей. Таким образом, к 2030 году будет достигнуто только 27% от прогнозируемых показателей.
Комментарий ИнфоТЭК:
Hydrogen Europe год за годом фиксирует провал водородной стратегии Европейского союза. На данный момент не выполнен ни один заложенный в нее параметр. В частности, не достигнуто производство 1 млн т "зеленого" водорода и достижение 6 ГВт установленной мощности электролизеров в 2024 году. Не происходит так называемая декарбонизация производственных процессов, в которых активно применяется H2 (нефтепереработка, химическая отрасль, металлургия). Кроме того, сокращается спрос на водородный транспорт. Что еще более важно — не развиваются объекты водородной энергетики, а также не сокращается до целевых показателей цена "зеленого" водорода. Он все еще кратно дороже "серого", получаемого путем каталитического парового риформинга природного газа.
На период 2025-2030 годов водородная стратегия ЕС предполагала, что водород станет частью европейской энергетики, а к концу текущего десятилетия будет установлено не менее 40 ГВт электролизеров, которые будут производить 10 млн т "зеленого" водорода. Еще 10 млн т предполагалось импортировать. На данный момент представляется крайне невероятным, что Евросоюзу удастся хотя бы приблизиться к этим целевым показателям. О чем свидетельствует оценка, приведенная в отчете Hydrogen Europe. Кроме того, многие европейские компании, которые рискнули вложиться в водородное направление, жалуются на отсутствие рынка.