Эксперты: российский рынок ГРП ждет переход на новые технологии

Эксперты: российский рынок ГРП ждет переход на новые технологии
Фото: Евгений Разумный

Российский рынок гидроразрыва пласта (ГРП) обладает значительным потенциалом для увеличения как его количества, так и производительности. Все это позволит российским компаниям начать переходить на более энергоэффективные и мощные электрические флоты ГРП, которые сейчас активно внедряются в Северной Америке. Такие данные приводятся в исследовании группы компаний Б1, представленном на Промышленно-энергетическом форуме TNF в Тюмени.

Как отмечают эксперты, в настоящее время российский рынок существенно отстает от североамериканского по интенсивности и сложности операций. Среднее количество стадий ГРП на одну скважину в РФ в 6,5 раза ниже, чем в США (6,2 против 55-59), что связано с различиями в моделях разработки месторождений.

Исследование указывает на наличие значительных резервов для роста. Так, при росте производительности флотов до теоретически максимального предела их свободная мощность может составить до 47%. Кроме того, потенциал дозагрузки флотов на традиционных залежах оценивается в 2,8 раза, а на сланцевых — почти в 11 раз.

Новые флоты могут понадобиться так как в России сильно вырастет доля трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ). Это потребует перехода  к более сложным и высокорасходным операциям многостадийного ГРП (МГРП).

Прогнозируется, что к 2035 году среднее количество стадий на скважину в РФ может вырасти до 12-25, что, в свою очередь, потребует увеличения мощности насосных агрегатов на 75%.

"Переход на ТРИЗ потребует значительного увеличения технологических возможностей флотов ГРП в России. Уже к 2030 году необходимо увеличить среднюю номинальную мощность насосных агрегатов на 25%", — отмечается в исследовании.

В качестве одного из решений рассматривается переход с дизельных флотов (которые сегодня составляют более 95% российского парка) на гибридные и электрические аналоги. Как показывает международный опыт, такие флоты обладают более высоким КПД (на 5-7%), а их эксплуатационные затраты на топливо могут быть ниже на 60-80% за счет использования попутного нефтяного газа. Это также позволяет значительно снизить углеродный след операций. Однако внедрение электрофлотов в России сопряжено с вызовами, предупреждают аналитики.

Высокие капитальные затраты (на 15-54% выше) окупаются только при работе на крупных кустовых площадках с большим количеством скважин. Также необходима развитая инфраструктура для подачи и очистки газа.

Таким образом, российскому рынку для сохранения конкурентоспособности и освоения ТРИЗ в среднесрочной перспективе предстоит решить двойную задачу: значительно нарастить мощность и производительность парка и одновременно начать его технологическую модернизацию в сторону большей энергоэффективности.