Эксперт: у бюджета есть шансы состричь с угольщиков экспортную пошлину в 2023г
Идея Минфина ввести экспортную пошлину на российский уголь, которая будет взиматься при цене за тонну выше $170 для коксующегося угля, $150 — для энергетического, скорее всего не принесет денег бюджету России в 2023 году, заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.
"Сегодня у нас средняя продажная цена российского угля на мировых рынках на Востоке составляет порядка $130-140. Мы договорились с угольными компаниями, что цена отсечения будет $150, то есть она выше контрактной, которая сегодня сложилась на рынке. Это означает, что если цена повысится, конъюнктура еще улучшится, и цена повысится за $150, тогда часть сверхдохода, которая от прибыли сверх цены $150, будет забираться в бюджет, если ниже — ноль", — сказал Белоусов.
Белоусов не настроен оптимистично и считает, что вряд ли бюджету удастся собрать хоть что-то из экспортных пошлин с угольной отрасли в следующем году.
"У нас есть, знаете, такие фейковые новости. Распространяются слухи, что как будто экспортную пошлину сейчас введем, последние штаны снимем с отрасли, отнимем последние деньги. Прежде всего я должен сказать, сумма там, и то запланирована с оговоркой, порядка 30 млрд рублей. Это очень небольшие деньги. Но даже и их мы, скорее всего, не возьмем", — добавил он.
Другое видение ситуации у старшего эксперта фонда Института энергетики и финансов Александра Титова. Он рассказал ИнфоТЭК, что правительство приняло решение ввести экспортную пошлину в попытке предусмотреть разные сценарии развития ситуации в мировой экономике. Однако, по его мнению, шансы, что цена российского энергетического угля вырастет выше $150 – все же довольно высоки.
"Мне кажется, есть вероятность, что цены могут вырасти. Ведь мы даем очень большую скидку из-за того, что есть проблемы со страхованием судов, сухогрузов. Но, учитывая проблемы с поставками газа в мире, потенциал для роста стоимости российского угля есть", – считает эксперт.
По его словам, решение о пошлине принималось в рамках большого пакета решений по новому бюджету на трехлетку. Правительство пыталось предусмотреть разные сценарии и решило сразу заложить их в этом документе.
"Мне кажется, что рост выше $150 возможен. Я оцениваю эту вероятность примерно в 50%, Дело в том, что рынок сейчас сильно напряжен и испытывает проблемы со всеми энергоресурсами. По углю мы видим похожую ситуацию: несмотря на высокие цены — предложение не может отреагировать, так как нет свободных мощностей", — заметил он.
Титов уточнил, что сейчас на рынках есть большой дефицит угля, поэтому нет факторов, которые толкали бы цену вниз: "мы и так продаем за $120-150. Да, это прибыльно, маржинально, но на мировом рынке уголь продается уже за $300-400. Я не думаю, что мы будем продавать дешевле".
"Дефицит не позволяет ей падать, поэтому высока вероятность, что цена будет расти. Особенно если наши компании наладят поставки, решат проблемы со страховкой, сухогрузами, тогда они смогут требовать совсем другую цену, например, $200 за тонну, будут платить пошлину и при этом получать прибыль", – подытожил он.