Санкции США против управляющей компании "Эльга" и связанных с освоением Эльгинского месторождения предприятий не смогут остановить реализацию проекта, однако строительство инфраструктуры может замедлиться, считает главный стратег инвестиционной компании "Вектор икс" Максим Худалов.
Под ограничения, помимо УК "Эльга", попали такие компании как "Порт Эльга", "Эльга дорога", "Эльгауголь" и другие, в чьем названии Минфин США нашел кодовое слово — Эльга. Эльгинский угольный проект является крупнейшим и самым перспективным в России. Запасы самого масштабного в мире месторождения коксующегося угля оцениваются примерно в 2,2 млрд тонн по стандартам JORC. В прошлом году добыча коксующегося угля на проекте выросла на 30%, до 26 млн тонн. Инвестиции оцениваются в более чем 350 млрд рублей.
Помимо непосредственно освоения месторождения, компания строит и собственную инфраструктуру, в том числе транспортную, что не совсем типично для угольных компаний — возводит перевалочные мощности в акватории порта Ванино, расширяет провозную способность железнодорожного пути Эльга — Улак до 30 млн тонн, а также возводит горно-обогатительный комбинат мощностью 32 млн тонн угля.
Худалов считает, что, скорее всего, управляющая компания "Эльга" уже проработала механизм обхода санкций.
"Однако есть риски замедления строительства железной дороги до месторождения. Кроме того, часть поставщиков
могут испугаться напрямую поставлять оборудование на проект", – заметил аналитик и пояснил, что по другим проектам все же есть посредники, которые готовы поставлять даже американскую технику в Россию по обходным маршрутам, но на 10-15% дороже.
По мнению аналитика, уже с середины 2022 года все были готовы к тому, что крупные угольные российские компании попадут под санкции США. "Угольщиков долго не трогали, так как их вклад в объеме российского экспорта не так значителен, как у нефтяной и газовой отраслей. Но после введения ограничений на "Сибантрацит" угольные компании перешли к сложным схемам реализации угля, которые подразумевают большое количество трейдерских схем", – заметил Худалов.
По его словам, они не позволяют получать максимальную маржу от продажи угля, так как сейчас цены на уголь на мировых рынках и на российский энергетический уголь в частности находятся на очень низких уровнях. Даже на более премиальном восточном направлении – они уже опустились ниже $90 с поставкой на условиях FOB.
"Тем не менее по восточному направлению мы видим, что после введенных достаточно жестких санкций на "Мечел", "СУЭК", "Сибантрацит" – поставки значительно не уменьшились, что говорит о том, что контрсанкционные меры работают, позволяют поддерживать экспорт", – сказал он.
Худалов считает, что новые санкции США на сей раз против Эльги являются "болезненным и неприятным ударом", но не способным серьезно ухудшить финансовую составляющую экспорта угольной отрасли. "Российская продукция нужна, поэтому поставки, скорее всего, сохранятся. Я не думаю, что объемы экспорта заметно снизятся по итогам этого года", – подытожил он.
Тем не менее, Минэнерго России ожидает снижения экспорта угля по итогам 2024 года. Замглавы ведомства Сергей Мочальников ранее говорил, только по первому полугодию поставки упадут на 6-8 млн тонн к уровню прошлого года. Однако это связано не столько с санкциями, сколько с ограничением провозной способности в восточном направлении, нулевой рентабельностью на западном направлении и низкими ценами на мировых рынках. Ранее ИнфоТЭК подробно разбирал какие факторы сдерживают экспорт из России .