В западных СМИ сейчас идут довольно интенсивные споры выполняет ли Россия взятые на себя обязательства сократить добычу нефти на 500 тыс. баррелей в сутки. Агентство Bloomberg в очередной раз опубликовало материал, в котором заявило со ссылкой на свои данные, что экспорт российской нефти по морю на международные рынки с апреля вырос на 10% до нового максимума.
Вице-премьер России Александр Новак до этого уже обрушивался с критикой на западных журналистов, обвиняя их в спекуляциях на статистике экспорта российский нефти.
"Журналисты не учитывают факт существенного сокращения трубопроводных поставок в ЕС более, чем на 2/3, который был лишь частично компенсирован морским экспортом", – утверждал он.
Однако Bloomberg уже в новом материале отметил, что по российским данным (по каким именно агентство не уточнило), экспорт нефти по трубопроводам упал еще до февраля 2023 г. (к этому месяцу привязаны российские объемы добровольного сокращения). После этого поставки по магистралям практически не изменились в период с февраля по март.
Ситуация для анализа осложняется тем, что с 1 апреля Росстат перестал публиковать данные о добыче нефти в России, об экспорте и нефтепереработке. Ранее их прекратило предоставлять и ЦДУ ТЭК при Минэнерго России.
Также непонятным остается и февральский уровень добычи, от которого Россия должна ее сокращать.
Сначала Новак назвал журналистам цифру в 10,2 млн баррелей в сутки, затем в официальных сообщениях стало фигурировать уже более размытое число – "примерно 10 млн б/ с". Осложняет подсчеты и то, что Россия в рамках сделки ОПЕК+ сокращает добычу без учета газового конденсата, в то время как статистика Bloomberg и ЦДУ его учитывала.
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов заметил, что Bloomberg, с одной стороны, обладает объективными данными слежения за танкерами. С другой – к ним нужно относиться осторожно.
"В них содержатся и ошибки, и они могут не покрывать весь объем транспортировки российской нефти. Также вызывают сомнения их данные о поставках российской нефти по нефтепроводу "Дружба", так как в последние месяцы объемы сокращались, и именно в весенний период, в том числе по южной ветке", – сказал он.
Громов добавил, что даже если морские поставки и растут, то эти объемы лишь частично компенсируют падение экспорта по "Дружбе".
Также неправильно делать упор на попытке уличить Россию в несоблюдении взятых на себя обязательств, считает эксперт. По его словам, никто от страны не требовал выполнения заявленного объема сокращения добычи. В моменте Россия в отдельные дни апреля могла и достигать верхнего предела заявленного сокращения добычи в 500 тыс. баррелей в сутки, в какие-то дни они могли быть меньше.
"Добровольные ограничения подразумевают, что Россия дополнительно сокращает. Но нас никто не обязывал это делать, такой подход неправильный. Мы поставили цель, а снижать добычу будем ситуативно, что означает гибкость в выполнении этого решения. Если на рынке есть возможность продать чуть больше нефти по хорошей цене – мы это сделаем. Если же нет – мы подожмем добычу", – отметил эксперт.
К тому же Россия может растянуть во времени выполнение этой цели и периодически отклоняться от нее, реагируя на ситуации на рынке. "Именно этим, мне кажется, обусловлено решение правительства запретить официальную публикацию данных о добыче нефти в России. То есть мы даем понять, что сохраняем гибкость в условиях, когда нашу деятельность рассматривают, под лупой", – подчеркнул он.
В дальнейшем ситуация станет более понятна по косвенным данным, когда выйдет статистика на конец мая, в том числе от Bloomberg.
Сейчас же сам ОПЕК+ утверждает, что Россия на конец марта добровольно сократила добычу на 300-350 тыс. баррелей в сутки. Эти оценки близки к данным МЭА. Поэтому на конец месяца Россия вполне могла и выйти на 500 тыс. баррелей в сутки, заметил Громов.
Что касается точки отчета, от которой Россия сокращает добычу, то по данным эксперта, Россия добывала в феврале 10,2 млн баррелей в сутки, как и говорил изначально Новак.
"Средний уровень добычи в феврале составлял чуть более 11 млн б/с, добыча газового конденсата – примерно 800 тыс. То есть объемы нефти составляют 10,2 млн б/с", – сказал Громов.
Эксперт заметил, что Россия объявила о добровольном сокращении добычи в условиях, когда ЕС ввело эмбарго на поставки российских нефтепродуктов. Тогда правительство не ожидало, что России получится так успешно перенаправить потоки нефти.
"Мы хотели подстелить себе соломку. С одной стороны – поиграть с ценами, с другой – объявить, что снижение произошло не из-за санкций, а из-за нашего добровольного желания. Но наши компании в итоге сработали успешнее, чем ожидали в Минэнерго", – объяснил он.
Поиграть с рынком тоже не вышло: после аналогичного объявления о сокращении добычи рядом стран ОПЕК+ эти заявления перестали влиять на рынок, так как игроки стали больше опасаться рецессии мировой экономики, чем сокращения добычи.
"Сейчас же политически нам грешно отказываться от заявления о добровольном сокращении, но снижать дальше добычу уже нет смысла. Цены упали, снижение добычи уже ни на что не влияет. Поэтому, скорее всего, мы будем тянуть такую риторику до начала июня, когда состоится очное заседание ОПЕК. После него, я думаю ситуация прояснится, и мы сможем услышать о новых решениях", – подытожил он.