"Эксперт РА" подтвердило рейтинг "Транснефти" на уровне ruААA со стабильным прогнозом

"Эксперт РА" подтвердило рейтинг "Транснефти" на уровне ruААA со стабильным прогнозом
Фото: ИнфоТЭК

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг кредитоспособности компании "Транснефть" на уровне ruААА, прогноз по рейтингу — стабильный. Высокая оценка обусловлена сильным бизнес-профилем, комфортной рентабельностью, низким уровнем долговой нагрузки, высокой оценкой ликвидности, а также низким уровнем корпоративных рисков, говорится в пресс-релизе агентства.

Поддержку рейтингу оказывает устойчивость инфраструктурной отрасли к внешним шокам и естественная монополия компании на рынке транспортировки нефти по трубопроводам. Под управлением "Транснефти" находится свыше 67 тыс. км магистральных трубопроводов, более 500 перекачивающих станций и более 24 млн кубометров резервуарных емкостей. Агентство отмечает, что трубопроводный транспорт обеспечивает относительно низкие затраты на транспортировку нефти и нефтепродуктов в сравнении с железнодорожным транспортом, что обеспечивает группе исключительно высокие конкурентные позиции.

По оценке "Эксперт РА", "Транснефть" провела эффективную диверсификацию рынков сбыта за счет развития экспортных маршрутов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличения гибкости поставок в западном направлении и развития портовых мощностей. Эти меры позволили увеличить поставки по наиболее востребованным нефтяными компаниями направлениям.

Положительно на рейтинг компании влияет прозрачная регуляторная среда с предсказуемыми долгосрочными тарифами. С 1 января 2025 года индексация тарифов по транспортировке нефти составила 9,9%, ранее тарифы по транспортировке нефти были повышены с 1 января 2024 года на 7,2%.

Снижение добычи нефти в России в рамках ограничений ОПЕК+ сказалось на объеме транспортировки нефти, что в условиях масштабной инвестиционной программы группы и высоких операционных затрат оказало давление на рентабельность группы по свободному денежному потоку, отмечает агентство.

"Вместе с тем, показатель рентабельности по EBITDA по-прежнему превышает бенчмарки агентства для максимальной позитивной оценки и оказывает поддержку уровню рейтинга", — говорится в пресс-релизе.

При этом отношение скорректированного долга на отчетную дату к LTM EBITDA было отрицательным. Агентство не ожидает роста данной метрики в среднесрочной перспективе, а общий уровень процентной нагрузки оценивается позитивно.

По оценке "Эксперт РА", текущий объем денежных средств и прогнозного операционного денежного потока на горизонте года от отчетной даты с существенным запасом покрывают все направления использования ликвидности группы, а также ее долговой портфель.

Комментарий ИнфоТЭК:

В текущих условиях компания может эффективно использовать инфраструктуру, создававшуюся в течение последних двух десятилетий. Объединение трубопроводных и портовых мощностей оказалось максимально востребованным после принятия европейского нефтяного эмбарго в 2022 году. Компании не пришлось в авральном режиме строить новую инфраструктуру — изменения потоков сырья обеспечивались существующими мощностями. Это повлияло на относительно низкую долговую нагрузку и отсутствие планов ее наращивания.

Однако негативное воздействие на свободный денежный поток компании оказывает повышение налога на прибыль. В конце 2024 года был принят закон, что налог на прибыль для "Транснефти" в 2025-2030 годах увеличивается до 40%, из которых 23% пойдут в федеральный бюджет, а 17% — в бюджеты субъектов РФ. По оценке Минфина, это приведет к дополнительным выплатам в государственную казну в размере 20-40 млрд рублей.

"Транснефть" отмечала, что будет вынуждена существенно сократить инвестиционную программу, объем которой до 2029 года оценивался в 2,2 трлн рублей. Компания предложила обратить внимание на индексацию тарифов до 2030 года, чтобы обеспечить финансирование модернизации инфраструктуры.