Россия уже неоднократно заявляла о своем намерении участвовать в нефтегазовых проектах в Иране, ранее ими интересовались "Газпром", "Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть" и "Зарубежнефть". Однако 5 ноября 2018 года США возобновили санкции в отношении Ирана, включая ограничения на продажу углеводородов. В результате планы российских компаний были заморожены.
После того как санкции были введены и против России – сдерживающих факторов больше не осталось, и во вторник во время визита в Иран президента РФ Владимира Путина, Национальная иранская нефтяная компания (NIOC) и российский "Газпром" подписали меморандум о взаимопонимании, который предполагает реализацию ряда проектов. Заместитель генерального директора Фонда национальной энергической безопасности Алексей Гривач рассказал ИнфоТЭК, что политическая воля России сейчас сильна как никогда, поэтому в этот раз проекты могут быть реализованы.
По данным "Газпрома", документ предполагает анализ возможностей взаимодействия по разработке нефтегазовых и нефтяных месторождений Ирана, осуществление обменных операций с природным газом и нефтепродуктами, реализацию крупнотоннажных и малотоннажных СПГ-проектов, строительство магистральных газопроводов, научно-техническое и технологическое сотрудничество.
Иранская сторона в своих заявлениях была куда более словоохотлива. Госагентство Shana сообщило, что общая сумма инвестиций в проекты в рамках меморандума составляет $40 млрд. Документ включает реализацию газовых месторождений Киш и Северный Парс, разработку шести нефтяных месторождений, строительство экспортных газопроводов и другие направления сотрудничества.
Гривач напомнил, что эти проекты фигурировали и в предыдущих меморандумах, однако теперь есть куда больший повод для оптимизма.
"Главное – это насколько быстро удастся перейти от декларации к соглашениям по конкретным проектам и далее к их имплементации", — заметил он.
По словам эксперта, в этот раз у России и Ирана все может получиться, так как "политическая воля сейчас сильна как никогда".
"Риски наложения санкций со стороны Запада уже не являются угрозой, так как они уже наложены. Есть вероятность, что процесс пойдет быстрее", – добавил Гривач.
Эксперт подчеркнул, что для России это возможность укрепить связи с Ираном, перевести их из тактической в стратегическую плоскость. "Но плюсы и минусы можно будет обсуждать после перехода к фазе соглашений по отдельным проектам", – уточнил он.
Сотрудничество России и Ирана все последние годы набирает обороты, несмотря на санкции западных стран. Владимир Путин на пресс-конференции по итогам его встречи с главами Ирана и Турции сообщил в среду, что товарооборот с этой страной за последние полгода вырос еще на 40%.
Страны имеют хорошие перспективы взаимодействия в том числе в развитии инфраструктуры.
"Сейчас, как вы знаете, по маршруту "Север – Юг" уже пошел первый экспериментальный, пробный железнодорожный состав. Это короткий маршрут с выходом затем на южные порты Ирана, а здесь дорога в Персидский залив и в Индию", — отметил он.
По его словам, развитие транспортных коридоров, в том числе с участием Азербайджана, позволит России выйти в Персидский залив. До этого сообщалось, что Иран может стать транспортным хабом для импортных товаров из третьих стран в Россию, также обсуждались своповые поставки нефти и газа через территорию страны.
Вице-премьер России Александр Новак отмечал, что рассматривается возможность поставок на север Ирана энергетических ресурсов, так как все добычные мощности этой страны расположены на юге.