Эксперт объяснил санкционную стратегию Запада
Европа вовсе не собирается отказываться от российской нефти, санкции и угрозы преследуют совсем иные цели. О санкционной стратегии Запада ИнфоТЭК рассказал доцент Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков
"России следовало бы действовать более смело на мировом рынке, создавать вызовы, а не отвечать на них, – считает Крутаков. — Российские нефть и нефтепродукты занимают около 22% мирового рынка и странно, что такой потенциал не используется, тогда как Запад давит на основной рычаг — финансовый рынок — не считаясь ни с чьими интересами".
Крутаков пояснил, что реально отказаться от российской нефти Запад не может. Однако санкции дисконтируют российское сырье, которое с готовностью приобретают страны Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом оттуда вытесняется ближневосточная нефть, которая перенаправляется в Европу, замещая российскую.
"Именно такова стратегия Запада: чтобы Россия из-за санкций несла убытки при экспорте нефти — дисконт в 30% — это настоящий грабеж — но при этом объемы нефти на мировом рынке фактически не меняются, Европа продолжает получать необходимое ей сырье, — рассказывает эксперт. — России следовало бы сыграть на опережение, сказать: не хотите покупать? Не покупайте. И просто убрать часть своей нефти с рынка, не перенаправляя потоки. Моментально возник бы дефицит, и цены бы взлетели".
Однако распорядителей российского бюджета (финансово-экономический блок правительства РФ), по словам эксперта, устраивает так называемая цена отсечения – прописанные в бюджетном правиле $42 за баррель. Тогда как убытки от дисконта несут конкретные компании.
"Проблема в отсутствии единой программы национального роста. Все интересы разорваны на групповые, общего понимания цели нет. Каждый ориентируется на свою долю бюджета, корпоративный интерес ставится выше государственного. Нефтяная история лишь иллюстрирует общую картину", — говорит эксперт.