Польская Orlen прекратила покупать российскую нефть по трубопроводу «Дружба», хотя контракт с «Татнефтью» на поставки 200 тысяч тонн нефти в месяц истекает только в декабре 2024 года.
Параллельно казахстанский оператор «Казтрансойл» по «Дружбе» направил первую партию нефти в объеме 20 тыс. тонн в сторону Польши и далее в Германию. Сообщалось, что ФРГ запросила по трубопроводу на 2023 год поставки в объеме 1,2 млн тонн казахстанской нефти.
Эксперт ИнфоТЭК, доцент финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков @nekrutakov пояснил, что российская и казахстанская нефть по своему составу ничем не отличаются, поэтому отследить чье именно сырье прокачивается по трубопроводу в текущих условиях невозможно.
«На этой нефти нет клейма, не получится отделить одну фракцию от другой. Финансовый оборот нефтяного рынка сильно оторван от товарного оборота. Торги и оплата происходят в одном месте, отгрузка, выгрузка и получение — в другом. Эти процессы даже не синхронизированы», — уточнил эксперт.
Аналитик добавил, что по бумагам Россия, например, поставляет нефть в основном в ЮАР и Сингапур, а по факту она распределяется по другим рынкам. При этом если танкеры еще можно отследить, то трубопроводные поставки уже нет.
Крутаков предположил, что Россия продолжит поставлять свою нефть по «Дружбе» в направлении Германии и Польши, однако по бумагам она будет казахстанской.
По его словам, европейские покупатели с такой схемой также будут согласны, так как для них более важны бумаги, чем непосредственное место происхождения нефти, которое невозможно доказать. Это выгодно всем, особенно России, которая сможет де-факто продавать часть своей нефти по мировым ценам. «Получается, что мы даже выигрываем от такой схемы», — подытожил он.