Средняя цена нефти марки Urals в январе 2022 года составила $49,48 за баррель против $50,47 в декабре 2022 года, следует из сообщения Минфина РФ.
Средняя цена сорта Brent в январе — $84 за баррель, таким образом дисконт Urals составил около 41%.
Эксперт аналитического центра ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отметил, что средние цены, которые публикует Минфин РФ, не имеют ничего общего с действительностью.
"Это синтетический показатель, который получен агентством Argus, исходя из его представлений о ценах по контрактам FOB в северо-западных портах России и в Новороссийске. К контрактам FOB агентство прибавляет теоретически возможные расходы на транспортировку российской нефти марки Urals в Роттердам и Аугусту (регион Сицилия). Таким образом получается цена по контракту CIF, но в реальности таких поставок нет после введения эмбарго", — отметил Фролов.
Эксперт подчеркнул, что текущие данные, которые публикует Минфин, "скорее отражают неадекватные в новых условиях требования налогового законодательства, а не реальные цены на российское черное золото".
Напомним, что в данный момент расчет стоимости нефти сорта Urals привязан к котировкам иностранных ценовых агентств, в частности, Argus. Они используются для определения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных пошлин, других обязательных платежей, что ставит российский бюджет в зависимость от данных международных ценовых агентств.
"Чтобы получить хоть сколь-нибудь адекватную оценку стоимости Urals, к контрактам FOB стоило бы прибавить расходы на транспортировку в Индию и Китая. А эти расходы существенно больше расходов на транспортировку в Роттердам и Аугусту", — подчеркнул Фролов.
Российский бюджет сверстан исходя из прогноза цены Urals в 2023 г. в размере $70,1 за баррель. Недополученные нефтегазовые доходы за январь Минфин оценил в 54,5 млрд рублей.
Комментируя возросший дисконт на российскую нефть, Фролов отметил, что средние цены за январь оказались выше, чем средние цены за период с 15 декабря по 14 января.
"Это стало следствием роста цен на мировом рынке. А как таковой дисконт — это лишь отражение возросших расходов на транспортировку в период активного перестроения логистических цепочек. Цены российской нефти зависят от цен на бенчмарки. Но для понимания реальных средних цен нам необходима собственная система мониторинга", — подытожил он