Попавшие под санкции США танкеры, которые уже находятся на маршрутах доставки российской нефти в Индию и Китай, вероятно, не смогут оперативно разгрузиться до прояснения ситуации с правоприменительной практикой. В связи с этим, вероятно краткосрочное падение российского морского экспорта не менее чем на 15-20%, а может и на все 30%, считает главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
По существующим оценкам, сейчас экспорт российской нефти обслуживают 820-850 судов. В санкционный список США включены более 180 судов — нефтяные танкеры под флагами России, Вьетнама, Панамы, Барбадоса, Сьерра-Леоне, Камеруна, Габона, балкеры, газовозы, буксиры, суда снабжения.
Данные о том, сколько судов с российской нефтью сейчас простаивают в мировых водах разнятся. По данным Reuters, с 10 января не менее 65 нефтяных танкеров бросили якорь в разных частях мира, в том числе вблизи берегов Китая, России и на Ближнем Востоке.
Громов отмечает, что достоверно известно только о трех судах, которые, действительно, не могут разгрузиться в китайских портах провинции Шаньдун.
Kpler подсчитал, что 143 танкера, которые попали в санкционный список, в прошлом году перевезли более 530 млн баррелей российской нефти, что составляет почти половину морского экспорта России. Из них порядка 300 млн баррелей пришлись на Китай, а также существенная часть — на Индию.
Громов отметил, что падение российского экспорта нефти станет проблемой не только России, но и основных стран-покупателей российской нефти, т. е. Индии и Китая.
"И я более чем уверен, что текущий простой подсанкционных танкеров в портах Китая и, возможно, Индии, связан с непониманием деталей правоприменительной практики новых санкционных ограничений США. Так, уже появились сведения от индийских партнеров, что подсанкционные танкеры смогут разгрузиться в Индии, если они были загружены российской нефтью до 10 января. Но полную ясность смогут внести только официальные разъяснения OFAC США", — отметил Громов ИнфоТЭК.
Сейчас риски сокращения как объемов, так и доходов от экспорта российской нефти достаточно велики. В связи с ужесточением санкций может временно увеличиться дисконт Urals к Brent. Однако влияние на доходы бюджета может быть сокращено тем, что в расчет налогов с 2025 года включается стоимость сорта ESPO, которая, как правило, выше Urals.
Громов отметил, что ни Индия, ни Китай, тем более на фоне параллельного ужесточения американских санкций против иранского "теневого флота" в ноябре 2024 года, не заинтересованы в сокращении закупок российской нефти.
"В этом случае процесс создания независимой финансово-логистической инфраструктуры для обеспечения экспортно-импортных операций с российской нефтью очевидным образом ускорится. А это не только переход на торговлю в национальных валютах, но и альтернативные системы страхования таких грузов, а также выделенные логистические центры для их приема (что в частности предлагает Китай), ориентированные только на торговлю санкционными товарами", — добавил Громов.
Эксперт считает, что в среднесрочной перспективе нескольких месяцев объемы экспортных поставок российской нефти должны будут постепенно восстановиться. "Цена вопроса — размер скидок на российскую нефть, которые могут попросить ее ключевые покупатели", — заключил эксперт.