Новые санкции Евросоюза (18 пакет), как и все предыдущие, характеризуются как "серьезный удар по энергетическому, банковскому и военному секторам России". Однако принципиально 18-й пакет мало чем отличается от всех предыдущих, считает главный редактор ИнфоТЭК Александр Фролов.
О том, какие новые ограничения вводятся против российского ТЭК рассказали ранее, а теперь объясняем, что стоит на самом деле стоит за этими санкциями и какое значение они несут.
Комментарий ИнфоТЭК:
Последовали новые санкции против судов, принадлежащих поставщикам услуг, зарегистрированных за пределами ЕС. Для того, чтобы европейской аудитории было страшнее, этих альтернативных поставщиков называют "теневым флотом Владимира Путина". Действия Европы и ее партнеров и спровоцировали появление этого "флота". Россия — крупный заказчик в сфере морских перевозок нефти. Как только страны G7 и ЕС начали вводить ограничения, которые запрещали российским компаниям пользоваться западной экосистемой морских перевозок (включая страхование, финансовые и брокерские услуги), появились конкуренты, которые увидели в происходящем для себя прекрасный шанс расширить присутствие на мировом рынке. Иными словами, санкции против "теневого флота" — это вид конкурентной борьбы, так как существующие запреты бьют и по европейским компаниям-перевозчикам, которые теряют долю рынка.
На этот раз в список попали 105 судов, а общее количество, с учетом ранее введенных санкций, достигло 444. Оказало ли это принципиальное воздействие на поставки российской нефти? По всей видимости, нет. Но на этот раз ЕС впервые "включает в санкционный список капитана судна теневого флота, а также частного оператора международного реестра флагов". Остановит ли это формирование альтернативных экосистем морских перевозок? Нет. Шансы Евросоюза в конкурентной борьбе с другими перевозчиками представляются крайне и крайне сомнительными. Хотя у него есть один важный инструмент — потолок цен.
В 2022 году, когда санкции против российской нефти были введены, а страны Ближнего Востока отказались замещать поставки из РФ на мировом рынке, перед странами G7 и ЕС возникла угроза дефицита нефти. Чтобы избежать этого риска и не отменять ранее введенные санкции, была придумана система ограничений цен — тот самый потолок. Предполагалось, что конкретные ценовые параметры будут пересматриваться раз в два месяца, но до текущего момента сохранялись первоначально установленные $60 за баррель (на момент введения этого уровня рыночная цена Urals составляла $66,5 за баррель). Потолок цен — это легальный допуск российской нефти в западную экосистему морских перевозок. Теперь потолок впервые за 2,5 года снижен — до $47,6 за баррель. При текущих ценовых условиях эта величина выглядит абсурдно низкой. По всей видимости, ЕС надеется на снижение котировок. И вместо давления, которое заставит российские компании расширить использование системы "потолка", мы, скорее всего, увидим ускоренный рост альтернативных систем перевозки. Уже сейчас порядка 70% российской нефти перевозится вне западной экосистемы.
Характер санкций против завода Nayara Energy (предприятие работает в партнерстве с "Роснефтью", мощность порядка 20 млн т в год) пока неясен, так как не опубликован соответствующий список. Если речь идет о запрете европейским покупателям на импорт топлива с этого завода, то у Nayara Energy есть собственная бытовая сеть — свыше 6 тыс. заправочных станций. А покупатели нефтепродуктов существуют и за пределами ЕС. Если речь идет о доступе к финансам, услугам и технологиям, то влияние такого рода санкций также не может считаться определяющим.
В целом, запрет европейским покупателям на импорт нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, является не столько способом надавить на экономику России, сколько ответом на многочисленную критику Еврокомиссии в самом ЕС за неэффективность и непродуманность санкций, так как отказ от прямых закупок российских нефтепродуктов привел просто к перераспределению логистический потоков и к тому, что европейцы теперь платят третьим странам за дизельное топливо, вакуумный газойль и пр., произведенные из российского сырья. Таким образом основная часть проблем, с точки зрения европейцев, легла на их плечи, а эффекта санкции никакого не оказали.
Впрочем, отказ от импорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, лишь добавит головной боли покупателям и чиновникам из ЕС, у которых добавится бумажной работы. Ряд поставщиков, которые покупают и нефть, и нефтепродукты из РФ формально используют наши поставки на внутреннем рынке, а на внешние отправляют продукцию нероссийского происхождения. Ярчайший пример — Турция. Индия увеличила поставки нефтепродуктов в Европу с 8,3 млн т в 2021-м до 27,7 млн т в 2024-м. Для сравнения: мощности нефтепереработки в этой стране превышают 250 млн т нефти, три четверти продукции нефтепереработки идет на внутренний рынок. У индийских экспортеров широкое пространство для маневра в переориентации потоков нефтепродуктов.
Отзыв разрешения Чехии на импорт российской нефти по южной ветке нефтепровода "Дружба" связан с политикой самой страны, которая расширила нефтепроводы с альтернативных направлений и в первом квартале провела тестовые закупки, которые показали возможность прекратить закупки в РФ.