"Газпромтранс" с 26 февраля прекратил прием заявок на отправку нефтепродуктов направлением на станции Крымской железной дороги в связи с большой загруженностью сети РЖД и длительным простоем вагонов. Соответствующее уведомление "Газпромтранс" направил в адрес "Газпром ГНП холдинг" — уполномоченной компании "Газпрома" по реализации нефти, газового конденсата и продукции газонефтепереработки предприятий группы. Копия письма имеется в распоряжении ИнфоТЭК.
В документе отмечается, что по заявкам "Газпром ГНП холдинг" в октябре 2023 — феврале 2024 года "Газпромтранс" осуществлял отправку нефтепродуктов, сжиженных углеводородов, реализованных в ходе биржевой торговли, назначением на Крымский полуостров.
"Несмотря на то что со своей стороны ОАО "РЖД", согласовав заявки, приняло на себя обязательство по обеспечению перевозки вагонов на станции их назначения с соблюдением заявленных сроков доставки, по состоянию на 26.02.2024 205 груженых цистерн простаивают в отставленных перевозчиком от движения грузовых поездах от 4 до 116 суток", — говорится в письме "Газпромтранса".
Большое скопление вагонов на Северо-Кавказской ж.д. назначением в Крым связано с ограниченной возможностью паромной переправы и отсутствием альтернативного маршрута следования, полагают в "Газпромтрансе".
"Учитывая сложившиеся обстоятельства, вынуждены с 26.02.2024 не принимать к рассмотрению новые заявки направлением на станции Крымской ж.д. до нормализации ситуации, а ранее принятые к рассмотрению и согласованию заявки на март отклонить. Просим также рассмотреть возможность переадресации простаивающих вагонов на другие направления", — отмечается в документе.
ИнфоТЭК направил запросы в Минэнерго России и РЖД.
Источник ИнфоТЭК на топливном рынке сообщил, что "Газпромтранс" перестал принимать заявки на отправку нефтепродуктов задним числом. "Еще вчера никаких писем не было, но заявки по сделкам от четверга и понедельника они уже не принимают, хотя обязаны это делать", — пояснил он. По данным источника, единственными компаниями, которые пока продолжают принимать заявки на поставки топлива в Крым, остаются "Роснефть" и "Русснефть".
Заместитель председателя ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев считает ситуацию со снабжением Крыма и новых регионов нефтепродуктами критической.
"Сложившаяся ситуация в очередной раз вскрывает проблемы с системой РЖД. Собственно, прошлогодний топливный кризис августа-сентября был связан именно с задержками в отправлении грузов по жд, сейчас мы наблюдаем аналогичные проблемы. Видимо, необходимо возвращаться на режим ежедневных совещаний Минэнерго и РЖД. Более того, хочу отметить, что некоторые вагоны стоят в простое уже около полугода. Проблемы доставки топлива потребителям нужно решать системно", — считает Гусев.
По его мнению, одним из возможных решений проблемы может стать расширение поставок речным транспортом. "Пока на сегодняшний день это невозможно из-за ледостава. С другой стороны, у нас есть ряд заводов на побережье Черного моря, которые могут осуществлять поставки, по крайне мере нефтепродуктов, речным транспортом в Крым. Есть терминалы в Тамани, Темрюке откуда можно отгружать нефтепродукты в Керчь. Текущий кризис в очередной раз вскрывает проблему, что мы, кроме РЖД, не видим никакого способа доставки. Нужен системный поход к рынку, нужно развитие альтернативных маршрутов", — отметил эксперт.
Однако для осуществления перевозок морским путем необходимы танкера класса река-море, а также провести дноуглубительные работы в акватории портов Крыма. Даже если это будет реализовано, то риски таких перевозок будут крайне высоки из-за возможных атак по танкерам, отметил источник ИнфоТЭК.