Динамика дисконтов на российские энергоресурсы, в первую очередь, на нефть находится под пристальным вниманием западных журналистов. В их глазах это некий индикатор того, как Россия справляется с санкционным давлением, а в последние недели — еще и повод для разочарований. Дисконт снижается высокими темпами, а российская нефть продается выше установленных Западом ограничений.
По недавней оценке "Ренессанс Капитал", исходя из стоимости нефти Urals в российских портах, дисконт на базисе FOB к Brent в первую неделю июля опустился до самого низкого значения с февраля 2022 года — $19,2 за баррель. В январе 2023 года он составлял $38 за баррель. И в течение месяца этот показатель продолжил снижаться.
Подлил масла в огонь министр энергетики России Николай Шульгинов, заявив в интервью ТАСС, что России удалось снизить размер дисконта на российскую нефть к Brent до менее $15 за баррель. Шульгинов добавил, что партнеры России уже сами конкурируют за российскую нефть и нефтепродукты на рынке, что позволяет восстанавливать рыночные отношения.
Эксперт ИнфоТЭК Александр Фролов считает, что министр привел некий усредненный и крайне приблизительный показатель по разным сортам российской нефти.
"По оценкам зарубежных ценовых агентств, а также недоброжелательно настроенных к нашей стране исследовательских групп, некоторые сорта российской нефти (к примеру, ESPO) в течение 2023 года неоднократно торговались и с меньшей разницей к эталону Brent. И для нефти Urals уже в первом квартале, по данным Argus, отмечался дисконт в $16-17 в Индии (цена с доставкой). Собственно, и другие источники подтверждают снижение так называемых дисконтов. Так, РБК со ссылкой на оценку агентства Argus сообщило о росте цены нефти Urals выше $65 за баррель впервые с начала текущего года. К сожалению, не уточняется какой именно показатель Urals имеется в виду. Остаtтся преположить, что речь о синтетическом показателе, который агентство считает по заказу Минэкономразвития РФ. Он используется для нужд налогообложения и не в полной мере отражает рыночные реалии. Но так сложилось, что именно его у нас принято называть "ценой Urals", — отметил Фролов.
Эксперт констатировал, что как и ожидалось, выстраивание новых логистических цепочек и устранение избытка предложения делают свое дело.
"Выстраивание новой логистики постепенно снижает уровень рисков при перевозке российской нефти морем, а устранение избытка в рамках соглашения ОПЕК+ усиливает позиции российских компаний как продавцов нефти. Притом сокращение экспорта сырой нефти не означает, что мы снижаем объемы нефтепереработки, таким образом с нашей стороны увеличивается доля высокомаржинальной продукции в структуре углеводородного экспорта", — добавил эксперт.