Доля отечественного оборудования и технологий в отраслях нефтегазового комплекса уже превышает 90%, и до 98% — в "Транснефти". Такие данные привел министр энергетики РФ Сергей Цивилев интервью для журнала "Трубопроводный транспорт нефти".
"Санкции Запада мы сделали преимуществом — ответом стали наши собственные уникальные технологии и оборудование. Их доля в отраслях нефтегазового комплекса уже превышает 90%, и до 98% — в "Транснефти". Уже порядка 1800 из 2000 ключевых позиций в ТЭК — полностью российские технологии, созданные по отечественным стандартам", — сказал он.
Цивилев отметил, что стратегической задачей является разработка инновационных решений в добыче сырья, логистике, страховании поставок ресурсов для продвижения на новые перспективные рынки дружественных стран.
На сегодняшний день через систему "Транснефти" проходит 80% российской нефти и 30% нефтепродуктов. Министр подчеркнул, что стратегическая задача по обеспечению бесперебойной транспортировки углеводородов как для внутренних, так и для внешних нужд, несмотря на чрезвычайные условия последних лет, выполняется "Транснефтью" в полном объеме.
"Успешно переориентированы поставки нефти и нефтепродуктов на восток и на юг. Доля экспорта в государства Азиатско-Тихоокеанского региона в 2024 году выросла в полтора раза и составила свыше 60%", — отметил Цивилев.
Комментарий ИнфоТЭК:
Переориентация инфраструктурных компаний на российских производителей оборудования началась после распада СССР, вызвавшего разрыв производственных цепочек, а также перемещение части мощностей из бывших союзных республик ближе к центрам потребления. Но в то же время существовала и противоположная тенденция, связанная с тем, что в Россию с 1990-х годов пришли крупные западные компании, которые предлагали передовое на тот момент оборудование, зачастую не имевшее аналогов в нашей стране. Однако процесс импортозамещения начал ускоряться на рубеже 2000- и 2010-х годов, а затем — после 2014 года.
"Транснефть" начала развитие собственных производственных площадок задолго до ужесточения санкций, а к полной независимости от зарубежных поставщиков компания намерена прийти в 2027 году. Однако уже сейчас основное критически важное для транспортировки нефти оборудование производится в России. В частности, особое внимание было уделено развитию производства магистральных насосов и двигателей к ним, которые ранее закупались на Украине и в других странах. Сейчас вся линейка этого оборудования выпускается на заводах "Транснефти" в Челябинске.
Несмотря на сложную конъюнктуру компания реализует масштабную модернизацию трубопроводной инфраструктуры, заявленный объем инвестиций — около 2 трлн рублей. Программа направлена на техническое перевооружение и расширение экспортных мощностей. В частности, ведется замена линейной части магистральных нефтепроводов, срок эксплуатации которых составляет более 50 лет. В ближайшие годы предстоит заменить еще 10 тыс. километров трубопроводов (из 35 тыс.). Стоит отметить, что при реализации данной программы компания опирается на отечественных поставщиков труб, резервуарного оборудования, запорной и регулирующей арматуры, трансформаторных подстанций и т.д. Эта работа важна, так как от функционирования трубопроводной системы "Транснефти" зависит реализация плана по поддержанию текущей планки и наращиванию добычи нефти до 540 млн тонн к 2030 году.
Для увеличения пропускной способности ряд мер был реализован ранее. В частности, мощность порта Приморск была увеличена на 10 млн т на год раньше планируемого срока, порт Козьмино при проектной мощности 30 млн т в 2024 году отгрузил 45 млн т нефти. В этом году завершится инвестпроект по расширению мощности порта Новороссийск на 15 млн т.