Скидка на российскую нефть Urals по сравнению с Brent выросла с начала месяца с $28,6 за баррель – до $36,5 по данным на 20 декабря. Речь идет об условиях поставок FOB, которые не учитывают стоимость страховки и фрахта, и оплачиваются уже покупателями.
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов @IEFnotes пояснил ИнфоТЭК, что расширение ценового спреда объясняется ростом затрат на фрахт и страхование, так как ряд судовладельцев отказался транспортировать российские нефтеналивные грузы даже с восточной нефтью, которая выходит за рамки ценового потолка.
По его данным, ценовые скидки на российскую нефть сорта ESPO также выросли до $6,5 за баррель, однако они еще остаются выше уровня ценового потолка в $60 за баррель. Из-за этого как минимум два крупных судовладельца, China Cosco Shipping Corp. и греческая Avin International Ltd., отказались от перевозки российской нефти ESPO.
"Боюсь, эта проблема растянется на несколько месяцев. Да, мы сумели на открытом рынке все что можно перерегистрировать в российскую юрисдикцию: танкеры, договорились о теневом флоте, но этих усилий недостаточно. Однако в ближайшее месяцы, зимой, российские компании должны более-менее эту проблему решить. Я отвожу на решение логистических проблем примерно 3 месяца", — сказал эксперт.
По его словам, в дальнейшем скидка станет сокращаться, но не сильно. Очень многое будет зависеть от ситуации с мировыми ценами, так как покупатели уже привыкли к дисконту на российскую нефть в $20 за баррель, и вряд согласятся на другие условия.
Ситуация усугубляется тем, что маршрут доставки грузов удлинился в 2 раза с западных портов России.
"Стоимость фрахта увеличивается как минимум в 2 раза и все это в конечном итоге отражается и на конечной стоимости. В дальнейшем существенно сократить расходы на страхование и фрахт у нас вряд ли получится", — добавил Громов.