Биржевые цены на уран U3O8, который торгуется на Нью-Йоркской товарной бирже, с середины июля по текущий момент выросли с отметки $55 за фунт, до $62. Планку в $60 за фунт металл преодолел в начале сентября, в последние дни цена продолжает расти.
Напомним, что рекордного максимума в $148 за фунт уран достиг в мае 2007 года.
На бирже в настоящий момент торгуется только уран U3O8, который еще называют "желтый кек" – концентрат природного урана на стадии переработки урановых руд. Он низкорадиоактивен, его можно перевозить и хранить без спецзащиты, поэтому он доступен для покупки.
Главный редактор аналитического онлайн-журнала "Геоэнергетика ИНФО" Борис Марцинкевич @borisgeoenergetic отметил, что сейчас более корректно говорить не о росте цены на уран, а о ее восстановлении, так как до аварии на АЭС Фукусима объем выработки электроэнергии на атомных станциях был существенно выше, как и цены.
Эксперт заметил, что на бирже реализуется лишь около 10% мирового урана U3O8, остальные объемы поставляются по долгосрочным контрактам. "Это не рост, а восстановление. Нормальный уровень был до марта месяца 2011 года – около $120 за фунт", – заметил Марцинкевич.
Аналитики Trading Economics, отметили, что рост цены стоимости урана U3O8 продолжается уже восьмую неделю подряд на фоне риска возможного дефицита этого сырья. По их данным, давление на рынок оказало в том числе то, что канадская компания Cameco, вторая по величине в мире по добыче урана, снизила прогноз по производству на текущий год из-за проблем на руднике Сигар-Лейк и заводе Ки-Лейк. В целом, эксперты считают, что в течение 12 месяцев стоимость урана будет продолжать расти.
Инвестиционный стратег "Арикапитала" Сергей Суверов сообщил ИнфоТЭК, что рост стоимости урана также связан с переворотом в Нигере, крупным мировым производителем этого металла и опасениями в отношении стабильности поставок из этой страны. Напомним, что на Нигерию приходилось 24% от общего импорта металла в ЕС.
В "БКС Мир инвестиций" в свою очередь отметили, что рост цен на уран связан в том числе с тем, что на фоне пандемии из-за низкого спроса была заморожена добыча урановой руды, и станции перешли к поглощению старых запасов. Однако летом Китай объявил о программе перевода электроэнергетики с угля на альтернативные источники, включая АЭС, и образовался потенциальный разрыв между спросом и предложением. По их данным, на цены давят и более глобальные причины роста спроса в долгосрочную перспективу.
Например, Всемирная ядерная ассоциация ждет среднего темпа роста потребления в 3% в год, при падении выхода урана на 15% в ближайшие 5 лет и вдвое к 2030 г.
Марцинкевич добавил, что цену вверх толкает также то, что сейчас у российского "Техснабэкспорта" заканчиваются 10-летние контакты с американскими компаниями, владеющими атомными электростанциями, на поставку низкообогащенного урана.
Существенным фактором также стало то, что "Казатомпром" сообщил о снижении добычи урана на 20% из-за нехватки серы.
"С учетом того, что Казахстан это 40% мировой добычи – нехитрая арифметика показывает, что 20% Казахстана это минус 8% мирового рынка. Плюс Нигер, у которого было 7-8%, а теперь 0%", – пояснил эксперт.
В "БКС Мир инвестиций" заметили, что предполагаемый дефицит урана также привел к тому, что профильные фонды начали активно играть на рынке. С этим связан и рост акций добычных компаний и скупка таких активов.