Азия впервые обогнала Европу по импорту российской нефти
Фото: М. Стулов

Азия впервые обогнала Европу по импорту российской нефти

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона впервые обошли Европу по объемам нефтяного импорта из России. Как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на данные аналитической компании Kpler, за прошедшую неделю в АТР было направлено танкерами 74-79 млн баррелей российской нефти.

Такой рост вызван ситуацией на Украине – несмотря на то, что формально Европа еще не ввела санкции против российской нефти, некоторые ограничения уже действуют. Так, многие европейские компании самостоятельно отказываются покупать сырье из РФ.

Старший аналитик сингапурского филиала Kpler по нефтяному рынку Джейн Се отмечает, что азиатские потребители нефти исходят не столько из политических, сколько из экономических соображений. При этом, по словам Се, активностью Индии в плане наращивания закупок российского сырья заинтересовались Соединенные Штаты (США уже отказались от российской нефти и лоббируют глобальное нефтяное эмбарго в отношении РФ — ред.).

В апреле Индия более чем в четыре раза, по сравнению с мартом, увеличила закупки российской нефти — с 66 тыс. баррелей до 277 тыс. баррелей в сутки. Как сообщало агентство Reuters, со ссылкой на прогнозы компании Refinitiv, в мае этот показатель должен вырасти до 487,5 тыс. баррелей в день.

Что касается Китая, по данным компании Vortexa Ltd, в апреле в КНР из российского порта Козьмино направлялись 27 из 32 танкеров с нефтью восточно-сибирского сорта ESPO. В марте их было 24 из 31, в феврале — 20 из 26. Аналитики Vortexa прогнозируют, что в мае только одно судно из 33, намеченных к отправке из Козьмино, будет направлено не в Китай.

«Нет ничего удивительного в том, что Азия стала закупать больше российской нефти, чем Европа, — сказал ИнфоТЭК директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — Азия — большой рынок, и, в первую очередь, это Китай, у которого есть только уголь. Плюс Индия, также потребляющая огромное количество нефти. Азия сможет поглотить больше, чем Европа. Но здесь возникает вопрос инфраструктуры и логистики поставок. Пока Европа на протяжении многих лет покупала российскую нефть без претензий, Индия и Китай развивали инфраструктуру, но, скажем так, без фанатизма. Однако теперь процесс развития инфраструктуры стал ключевым. И потенциал нефтяных поставок из РФ огромный: Китай и Индия — две крупнейшие экономики мира, основанные не на финансах, а на промышленности, реальном производстве. И если логистические маршруты и инфраструктура продолжат развиваться, Индия и КНР будут закупать еще больше российских энергоресурсов, в том числе нефти».

Однако в перспективе процесс развития, по словам Журавлева, не будет скачкообразным — скачок уже произошел, когда обострились российско-европейские отношения. И уже были использованы все возможности для наращивания торговли нефтью, которые существовали на текущий момент.

«Дальнейшее развитие инфраструктуры позволит России продавать, возможно, в разы больше нефти, потому что те же китайцы купят любые объемы, так как они покупают «с запасом», — говорит эксперт. — И здесь все зависит от того, на какие сроки мы работаем. Если речь идет о среднесрочной перспективе, то, конечно, выгоднее поставлять по морю. Поставки по трубе значительно дешевле, чем танкерами (учитывая фрахт судна, затраты на бункеровку и т. д.). Однако само по себе строительство нефтепровода требует крупных вложений и занимает много времени. Но в долгосрочной перспективе, безусловно, более целесообразно протягивать трубу».