Общие капитальные затраты на системы длительного аккумуляторного хранения энергии (от 4 часов и более), или BESS, снизились в октябре до $125/кВт-ч. Из них $75/кВт-ч приходится на основное оборудование, поставляемое из Китая, и $50/кВт-ч — на установку и подключение аккумулятора к сети. Такие данные приводит британская аналитическая компания Ember Energy.
Она уточняет, что эти данные носят предварительный характер и их нельзя напрямую сравнивать со средними значениями за предыдущие годы. По данным BloombergNEF, стоимость основного оборудования BESS в 2024 году снизилась на 40% по сравнению с 2023 годом: с $272 кВт-ч до рекордно низкого уровня в $165 за кВт-ч.
Если направить 50% электроэнергии, выработанной днем солнечными электростанциями, для использования в ночное время, ее общая стоимость увеличится на $33 за МВт-ч (при стоимости хранения электроэнергии в $65 за МВт-ч). Для сравнения: среднемировой показатель цены «солнечной» электроэнергии в 2024 году составлял $43 за МВт-ч.
В отчете Ember также отмечается, что за последние 10 лет затраты на установку аккумуляторов снижались в среднем на 20% в год, в то время как темпы установки увеличивались примерно на 80% в год. На данный момент, по оценке компании, мощности хранения в мире составляют свыше 169 ГВт.
Согласно прогнозам, цены на оборудование BESS в 2025 году также значительно сократятся. Расходы, не связанные с оборудованием, продолжали сокращаться, хотя их вклад в общее снижение капитальных вложений в аккумуляторы BESS невелик.
Комментарий ИнфоТЭК:
Системы хранения электроэнергии являются необходимым элементом энергосистем, в которых значительную долю занимают возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Аккумуляторы позволяют решать главную проблему ВИЭ — недиспетчеризируемость. В то же время расширение систем хранения будет приводить к неизбежному росту тарифов, так как затраты на дорогостоящие аккумуляторные парки можно компенсировать только за счет конечного потребителя. В этом контексте, чем дешевле в производстве электроэнергия, тем дороже ее доставка до потребителя. Дороже всего обходится бесплатная ветровая и солнечная электроэнергия.
Проблема дороговизны систем хранения — один из факторов, который, как считают некоторые аналитические организации, тормозит темпы развития «зеленой» энергетики. Но, по их же прогнозам, системы должны постоянно дешеветь по мере роста их количества. Знаменитый «эффект масштаба». При этом темпы удешевления явно отстают от ранее озвучивавшихся прогнозов. Аккумуляторная отрасль в 2020 году столкнулась с первым крупным кризисом: начал резко дорожать литий. До сих пор его цена не вернулась к докризисным показателям, которые составляли порядка 39 тыс. юаней за тонну (в пересчете на карбонат). В 2025-м литий подорожал с 75,9 тыс. юаней за тонну до 94,5 тыс. юаней за тонну.
В этой связи прогнозы резкого и непрерывного сокращения цены 1 МВт-ч аккумуляторного хранения вызывают обоснованные сомнения.