Агрессивный рост мировых цен на нефть в течение последней недели был связан с разрастанием конфликта между Ираном и Израилем, но такая цена несоизмерима с жертвами и разрушением энергетической инфраструктуры участников конфликта. Динамика дальнейшего роста цен может зависеть от фактических действий властей, контролирующих ближневосточные логистические артерии. На текущий момент цена эталонного сорта нефти Brent достигла значения $76,7 баррель, а рост связан со столкновением и пожарами на танкерах на фоне искажений навигационных сигналов.
Риски
На данный момент все больше в СМИ распространяется информация о возможном перекрытии Ираном Ормузского пролива и Йеменем – Баб-эль-Мандебского пролива. Эти проливы имеют стратегическое значение для мировой торговли.
На самом деле сейчас высокий риск возникновения инцидентов в Ормузском проливе и Персидском заливе связан в первую очередь с фиксируемыми помехами GPS, которые искажают навигационные сигналы, увеличивая при этом вероятность дальнейшего столкновения танкеров. Часть грузопотока уже направляется в обход Африки, а напряженность в регионе закладывается инвесторами в риски на биржевых площадках.
Пока не просматривается вероятность быстрого завершения ирано-израильского конфликта ожидается и возникновение следующих последствий: добровольный обход транзитных поставок вокруг акватории Персидского залива, увеличение стоимости транспортировки и сроков доставки грузов (так, обход вокруг Африки дает дополнительный рост издержек на фрахт и требует больше времени на доставку).
Кроме того, аварийность в регионе может привести и к сокращению экспорта нефти из стран Персидского залива: Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта, Катара и ОАЭ.
С альтернативой и без
ОАЭ располагают инфраструктурой для обхода Ормузского пролива, включая трубопровод к Красному морю Abu Dhabi Crude Oil Pipeline с отгрузкой через терминал Фуджейра мощностью 1,5 млн баррелей в сутки.
Саудовская Аравия совместно с ОАЭ используют нефтепровод "Восток – Запад" с отгрузкой через Баб-эль-Мандебский пролив на побережье Красного моря через порт Янбу мощностью 5 млн баррелей в сутки.
Иран располагает нефтяным терминалом в городе Джаск на побережье Оманского залива мощностью 1 млн баррелей в сутки.
Ирак полностью зависит от морского экспорта из порта Басра и не имеет альтернативных портов для экспорта, кроме Ормузского пролива.
Катар также не имеет альтернативных маршрутов экспорта, кроме использования Ормузского пролива.
При этом потребность в мощностях по экспорту нефти в странах Персидского залива составляет 13 млн баррелей в сутки, но может быть и выше на фоне роста добычи нефти ОПЕК+, что подчеркивает важность нормализации логистики в регионе и проблематику в случае полной блокировки пролива.
Потребности
Потенциал экспорта нефти через альтернативные маршруты из региона составляет 7,5 млн баррелей в сутки при добыче 21,3 и потреблении 8,3 млн баррелей в сутки, а замкнутые объемы можно оценивать на уровне 5,5 млн баррелей в сутки или 5% от мирового спроса (104,2 млн баррелей в сутки).
Добыча нефти в мае 2025 года в странах Персидского залива составила 21,3 млн баррелей/сутки, в том числе:
Саудовская Аравия — 9,18 млн б/с
Иран — 3,31 млн б/с
Ирак — 3,93 млн б/с
ОАЭ — 2,97 млн б/с
Катар — 1,90 млн б/с.
Потребление нефти странами Персидского залива оценивается на уровне 8,2 млн баррелей/сутки, в том числе:
Саудовская Аравия — 4,1 млн б/с
Иран — 1,8 млн б/с
Ирак — 0,9 млн б/с
ОАЭ — 1,1 млн б/с
Катар — 0,4 млн б/с.
При этом нет прямой корреляции между выбывающими объемами экспорта, соотношением спроса и предложения и ценой нефти на биржевых площадках. К сожалению, именно очаги международных конфликтов являются триггерами роста цен для инвесторов на биржевых рынках.
Но пока не отыграны в полном объеме риски эскалации ирано-израильского конфликта, сокращение мировых грузопотоков, увеличение сроков доставки, риски роста аварийности морских перевозок – цена на нефть будет находиться в восходящем тренде.