Европа еще пару десятилетий назад начала громко заявлять о своем стремлении "диверсифицировать" источники энергоснабжения, дабы избежать чрезмерной зависимости от одного поставщика, то есть России. И если на первом этапе в качестве основной альтернативы рассматривались различные новые маршруты поставок в Старый Свет традиционного углеводородного сырья, то как минимум в последние десять лет ставка делается на возобновляемые источники энергии и водород. После введения эмбарго на импорт российских нефти и нефтепродуктов и взрывов на "Северных потоках" у ЕС появилась возможность "сделать сказку былью", то есть на практике опробовать "новое зеленое светлое будущее". На поверку сказка эта оказалась страшной…
Смена зависимости
Европа снова в энергокризисе, пишет британская Financial Times. И причина тому – введение Россией запрета на экспорт топлива. Страны ЕС и так, в силу собственного эмбарго, не могут напрямую закупать российское горючее, но решение Москвы "сузило возможности мирового рынка" и привело к угрозе его глобального дефицита. "В феврале, когда Европа запретила импорт нефтепродуктов, в том числе дизельного топлива, из России, рынки пожали плечами. Так как Россия была одним из крупнейших поставщиков этого важного промышленного топлива в Европу, запрет мог бы привести к еще большим сбоям. Вместо этого цены упали. А теперь все изменилось. С лета нефтетрейдеры все больше внимания уделяют дизельному топливу", – отмечает издание. По данным S&P Global Platts, в результате запрета на экспорт нефтепродуктов из РФ глобальное предложение дизеля снизится на 1 млн барр/сут, что эквивалентно 3,4% мирового рынка дизельного топлива.
Впрочем, дорожающий дизель – хороший стимул для отказа от двигателей внутреннего сгорания и перехода на электромобили. Как сообщила Европейская ассоциация автомобильной промышленности (ACEA), по итогам августа электромобили заняли третье место в структуре продаж транспортных средств в Европе, потеснив дизельные авто. Первые две позиции сохранили за собой машины с бензиновыми двигателями и гибриды.
Но что-то пошло не так. Вместо того, чтобы привести к "энергетической независимости" от Москвы, электротранспорт породил новую зависимость, теперь уже от Китая. Как заявил заместитель главы Европейской комиссии (ЕК) Валдис Домбровскис, импорт авто из КНР ставит под угрозу автомобильную промышленность Евросоюза. Уже сегодня каждый пятый электромобиль, продаваемый в Европе, произведен в Поднебесной. А субсидии, предоставляемые производителям китайским правительством, грозят значительно расширить масштабы такой экспансии.
Но, может быть, игра стоит свеч и китайские электрокары действительно помогут Европе достичь климатических целей? Вряд ли. Как это ни парадоксально, но они, наоборот, отчасти тормозят энергопереход. Так, уже звучат мнения о том, что Европе стоит отказаться от перехода на стандарты Евро-7, цель которых – дальнейшее сокращение вредных выбросов от автотранспорта. Европейские автопроизводители полагают, что нормы Евро-7, внедрение которых планировалось с 2025 года, приведут к излишним затратам и отвлекут ресурсы от инвестиций в электромобили. А значит, европейским электрокарам будет труднее конкурировать с китайскими. Такую позицию поддержали правительства восьми европейских стран, включая Францию и Италию. Министр финансов Франции Брюно Ле Мэр прямо заявил, что Евросоюз должен отказаться от стандарта Евро-7, поскольку это будет стоить европейским автопроизводителям "бесполезных денег" в решающий переходный период.
Иными словами, европейцам приходится выбирать между защитой климата и поддержанием конкурентоспособности собственной промышленности. И выбор тут делается не в пользу климата.
Климат важен, но экономика важнее?
Впрочем, нашествие китайских электрокаров – это, возможно, наименьшая из бед, которые может принести Европе ускоренный и не до конца продуманный энергопереход.
Как пишет Bloomberg, кабинет британского премьер-министра Риши Сунака намерен отказаться от некоторых мер в области развития "зеленой" энергетики, хотя и сохраняет национальную цель по сокращению выбросов CO2. В частности, речь идет о сдвиге на пять лет планов по поэтапному отказу от двигателей внутреннего сгорания, а также о корректировке программы по сокращению газовой электрогенерации. На подобные шаги приходится идти, чтобы поддержать падающую экономику Великобритании.
И надо сказать, что Сунак здесь играет ва-банк, рискуя вызвать гнев экологических активистов и давая козыри оппозиционной Лейбористской партии. Тем более что протесты в связи с "отказом от зеленой политики" в Соединенном Королевстве уже начались. В частности, экоактивистов возмутила выдача официального разрешения на разработку шельфового нефтяного месторождения Роузбанк, расположенного в 130 км к северо-западу от Шетландских островов. Тут не помогли заверения властей и оператора проекта (норвежской Equinor) в том, что при освоении данного объекта будут соблюдаться самые жесткие природоохранные требования. Можно предположить, что новый пакет "антиклиматических" решений только подстегнет "зеленый протест". Но кабинету Сунака придется с этим мириться – надо же спасать экономику Соединенного Королевства.
От назойливых "зеленых активистов" уже откровенно отмахиваются и в Германии. Министр финансов ФРГ Кристиан Линдер сравнил с националистами членов экологической организации "Последнее поколение", которые в знак протеста перекрывают германские автобаны. По мнению Линдера, подобные действия ведут к экономическому краху Германии.
Такое раздражение в адрес "экологистов" вполне объяснимо – в Германии "зеленая" политика тоже буксует. Как сообщает Reuters, эта крупнейшая экономика Европы может столкнуться с рядом проблем при достижении своих целей в области водородной энергетики. Еще в сентябре 2022 года канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что именно водород станет для страны топливом будущего. Но оказалось, что для этого необходимо создание гигантской и крайне дорогостоящей инфраструктуры, на которую просто нет денег. Более того, как минимум половину потребляемого водорода стране придется импортировать (а ведь кто-то говорил об энергопереходе как о способе избавиться от внешней энергетической зависимости). И поэтому сегодня власти страны уже призывают "терпимее" относиться к водороду, произведенному не на основе ВИЭ, а из ископаемых и ядерных источников.
Аналогичная ситуация и во второй экономике Старого Света – во Франции. Как сообщает тот же Bloomberg, несмотря на активную реализацию стратегии энергоперехода, французские власти вынуждены продолжить эксплуатацию двух угольных теплоэлектростанций (ТЭС) до 2035 года ради обеспечения растущего внутреннего спроса на энергию.
В свою очередь Швеция, чтобы спасти свою экономику, снижает налоги на ископаемое топливо. "То, что мы делаем сейчас, увеличивает выбросы, но мы делаем много других вещей, которые приведут к снижению выбросов в долгосрочной перспективе", – пытается успокоить "зеленую общественность" министр финансов страны Элизабет Свантессон. Но фактически власти признают, что амбициозная цель – сделать Швецию климатически нейтральной к 2045 году – не будет достигнута из-за влияния экономического кризиса. Или, может быть, наоборот, "зеленый" переход стал одной из главных причин экономического кризиса? Как говорится, за что боролись…
И это не единичные примеры, а общая тенденция. По мнению главы Сбербанка Германа Грефа, срыв планов по энергопереходу может привести к глобальному снижению ВВП примерно на $6 трлн до 2050 года. В своем недавнем выступлении он отметил, что на горизонте 10 лет из-за изменения климата ожидается снижение рейтингов 59 стран, включая США, Канаду, Японию, Китай, Британию, Францию. Хотя, возможно, было бы уместнее посчитать, сколько процентов ВВП потеряет мир из-за реализации не продуманных планов энергоперехода…
Частичное прозрение
По подсчетам компании "Яков и партнеры", несмотря на активную "зеленую политику" и усилия по энергосбережению, Европа с 2000 года только повысила свою зависимость от импорта энергоносителей. Это обусловлено тем, что европейские страны сократили собственные объемы добычи ископаемого топлива: с 36,6 ЭДж в 2000 году до 19,8 ЭДж в 2022 году (–46%). И этот процесс продолжается: с 1 октября Нидерланды окончательно прекращают эксплуатацию крупнейшего в Европе газового месторождения Гронинген.
Вместе с тем к европейцам приходит частичное прозрение, и они осознают, что дальнейшее фанатичное следование "зеленым курсом" чревато катастрофой. На этом фоне все чаще звучат новости о росте интересов западных стран и компаний к углеводородным проектам. Так, TotalEnergies сообщила, что она в течение следующих пяти лет планирует увеличивать добычу углеводородов на 2–3% в год (хотя при этом обещает одновременно сократить выбросы парниковых газов). "Группа запустит несколько проектов в Бразилии, Мексиканском заливе, Ираке и Уганде, даже если это приведет к многочисленной критике, особенно со стороны экологических организаций", – заявил глава компании Патрик Пуянне.
Однако новые проекты европейских компаний вряд ли способны удовлетворить энергетические аппетиты Старого Света. А значит, будет расти его зависимость от внешних поставок, в первую очередь из США. По данным немецкого энергетического концерна Uniper, спрос на природный газ в ЕС не будет сокращаться как минимум до конца 2030-х годов. Да и за пределами этого периода альтернатив пока не просматривается. "Мы просто не увидели, чтобы в 2040-е годы на рынке появилось что-то, что действительно подходило бы нам и давало бы нам необходимую гибкость", – констатирует коммерческий директор компании Питер Абдо.
Таким образом, энергетическая – а вслед за ней экономическая и политическая – зависимость Европы от США будет возрастать. Во втором квартале нынешнего года на долю США приходилось уже 46,4% европейского импорта СПГ и, видимо, в перспективе эта доля будет лишь расти.
При этом Вашингтон очень ревниво "оберегает" Европу от возможности развивать энергетическое сотрудничество с другими поставщиками. Здесь очень показателен пример Азербайджана. На фоне событий в Нагорном Карабахе ряд американских конгрессменов призвали ввести санкции против Баку. Речь может идти в том числе и об ограничениях на поставку энергоресурсов. То есть после отказа от российской нефти и разрыва сотрудничества с Москвой в газовой сфере западные политики теперь по надуманным политическим мотивам "покушаются" и на источник энергоснабжения, который долгое время подавался европейской публике как альтернатива поставкам из РФ. Да, реальной альтернативой он не стал и не станет. Но даже скромные 11,4 млрд куб. м газа, поступившие в Европу из Азербайджана в 2022 году, могли служить хоть каким-то аргументом в защиту политики диверсификации поставок. Теперь, оказывается, и этот газ "неправильный" и "недемократичный". К счастью, сама Европа не собирается прекращать энергетическое сотрудничество с Баку. Но Вашингтон своего не упустит и будет по-прежнему "вбивать клинья" между Европой и ее возможными партнерами в области энергетики. Коль уж Старый Свет угодил в ловушку "зеленого перехода", то теперь ему придется жить "по понятиям", устанавливаемым за океаном.