Site icon ИнфоТЭК

Воз и ныне там

Одна из самых давних проблем, связанных с попутным нефтяным газом (ПНГ), – его сжигание, а иногда и просто выброс в атмосферу из-за отсутствия возможностей у нефтегазодобывающего предприятия найти полезное применение этому ценному ресурсу. Данные об объемах добычи, полезного использования и сжигания ПНГ обычно представляют сами нефтегазодобывающие предприятия. Эти сведения затем обобщаются информационными структурами профильных ведомств или органами национальной статистики и далее публикуются в открытой печати. К сожалению, часто надежность сведений природопользователей оставляет желать лучшего, поскольку у них либо отсутствуют в достаточном количестве замерные системы, либо эти системы несовершенны. Не являются редкостью и случаи занижения компаниями объемов сжигания ПНГ, поскольку на основании этого показателя рассчитываются платежи за негативное воздействие на окружающую среду или накладываются санкции надзорными органами.

Сколько сжигаем?

В последние годы широкое распространение получили методы дистанционного спутникового выявления источников горения углеводородов и расчета объемов сжигаемого на них газа. Однако под вопросом остается надежность определения таких источников, то есть выявления именно тех объектов, на которых сжигается ПНГ. Нет уверенности и в надежности методологии расчета объемов сгорания углеводородов. Во всяком случае, данные дистанционного мониторинга по масштабам сжигания ПНГ в России всегда заметно выше, чем показатели российской статистики. Например, по сведениям Всемирного банка, в 2009–2011 годах в РФ на факелах сгорало от 35 до 45 млрд куб. м ПНГ, тогда как весь объем добываемого попутного газа в те годы, по разным источникам, составлял 52–65 млрд куб. м. То есть, по сути дела, Всемирный банк приписывал российским нефтегазовым компаниям сжигание 60–80% добываемого ПНГ. Кстати, наши "зеленые" были склонны, как правило, верить именно зарубежным данным.

Рассмотрим, что же реально происходит в стране с ПНГ в последние годы. Как показывают данные Минэнерго, с 2014 по 2016 год уровень полезного использования попутного газа в целом по России несколько вырос (с 85,6 до 87,1%). Но затем началось снижение этого показателя: в 2018 году он составил 85,1% (добыча 84,7 млрд куб. м, сожжено на факелах 12,2 млрд куб. м), в 2020-м – 82,6% (105,2 млрд и 20,1 млрд куб. м). Наконец, в 2021 и 2022 годах он равнялся примерно 82% (напомним, точная отраслевая статистика по 2022 году недоступна). Основной причиной этого является непрерывное освоение новых нефтяных месторождений, которые удалены от существующей транспортной инфраструктуры и предприятий газопереработки.

В соответствии с данными Глобального партнерства по снижению факельного сжигания газа (Global Gas Flaring Reduction Partnership, GGFRP), которое объединяет множество нефтедобывающих стран и компаний, в нашей стране на факелы отправляются самые большие в мире объемы ПНГ. Так, в период 2014–2021 годов ежегодно сгорало не менее 20 млрд куб. м. Причем в 2020 году этот показатель, согласно данным GGFRP, достиг не менее 25 млрд куб. м. При этом, как отмечают эксперты GGFRP, в период с 2012 по 2021 год только шесть крупных нефтедобывающих государств (Иран, Ирак, Россия, Мексика и Аргентина) увеличили объемы факельного сжигания, и среди них "почетное" третье место занимает Россия (+3 млрд куб. м). Как ни удивительно, но во всех среднеазиатских республиках СНГ (Туркмения, Узбекистан, Казахстан), занимающихся добычей нефти и газа, за эти годы объемы сжигания ПНГ на факелах снизились. Однако напомним, что надежность статистики, получаемой дистанционными методами, вызывает определенные сомнения.

Неадекватное нормотворчество

Правительство Российской Федерации в последние два десятилетия очень серьезно относилось к проблеме снижения объемов факельного сжигания ПНГ и увеличения степени его полезного использования. Так, еще в 2009 году было выпущено постановление "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках". В нем было установлено требование для нефтегазодобывающих компаний довести с 2012 года уровень утилизации добытого ПНГ по крайней мере до 95%. Кроме того, предполагалось, что ставки платы за выбросы при сжигании ПНГ с 1 января 2012 года должны быть увеличены в шесть раз "при отсутствии средств измерения и учета, подтверждающих фактический объем образования, использования и сжигания на факельных установках попутного нефтяного газа".

Как оказалось, данные требования были совершенно невыполнимыми. В итоге к 2012 году уровень полезного использования ПНГ в целом по стране достиг лишь чуть более 76%. Поэтому в ноябре 2012 года был принят новый нормативный акт – постановление Правительства "Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа"). Он частично отменял действовавший ранее документ и делал упор на использование экономических рычагов принуждения природопользователей к сокращению факельного сжигания ПНГ. Данное постановление устанавливало повышающий коэффициент платы "при превышении предельно допустимого значения показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания попутного нефтяного газа…". При этом допустимая доля сжигания (рассеивания) ПНГ оставалась на прежнем уровне – не более 5% от добычи газа. Однако и эти решения ситуацию кардинально не изменили – напоминаем, что через десять лет, в 2021 году, уровень утилизации ПНГ в стране лишь незначительно превысил 80%.

В итоге напрашивается вывод, что данные об объемах факельного сжигания ПНГ в России на всякий случай стоит уточнить. Кроме того, очевидно, что национальное нормотворчество в области регулирования обращения с ПНГ не слишком согласуется с российскими реалиями. Похоже, что надо обратиться к здравому смыслу и смириться с тем, что в обозримом будущем, особенно учитывая ограничения в иностранных инвестициях, в поставках в страну современных технологий и оборудования, уровень полезного использования ПНГ 95% в целом по стране достигнут не будет. Поэтому стоит смягчить требования законодательства или, по крайней мере, отнести их выполнение на более поздний срок.

Exit mobile version