Соединенные Штаты ввели 12 июня блокирующие санкции против Московской биржи. Основная угроза этих санкций — удар по валютному рынку и механизму формирования курсов доллара и евро к рублю. Биржа заявила об остановке торгов этими валютами с 13 июня. Центробанк дал разъяснения, как будет определяться курс доллара — по отчетности банков и внебиржевым сделкам. Выясним, какую роль играли биржевые торги долларом и евро в расчетах экспортеров, а также оценим, насколько существенное воздействие могут оказать новые санкции.
Внебиржевой механизм
С 10 ноября 2014 года в России введен свободно плавающий валютный курс. Биржевые торги на валютной бирже давали возможность формирования рыночного уровня курса национальной валюты по отношению к доллару и евро, который учитывался экспортерами при совершении сделок, обмене экспортной выручки на национальную валюту, отражении зачисленных сумм в отчетности компаний, при расчете налогов, в частности нефтегазовых.
Но какие риски сейчас возникают в связи с определением курса ЦБ по отчетности банков и внебиржевым сделкам? Внебиржевой индекс через банковскую отчетность и сведения может отражать в большей степени спекулятивные факторы на фоне неопределенностей, которые на текущий момент тиражируются в СМИ и оказывают давление на валютных инвесторов.
Валютные обороты формируются по факту в банковском секторе на внебиржевом рынке, и переход расчетов от биржи к банкам может быть обеспечен за счет использования цифровых внебиржевых платформ в России.
Само по себе применение внебиржевого механизма не является критическим для экономики, но откат от биржевых к внебиржевым инструментам заставляет задуматься о том, что сами санкции несут регрессивный характер.
Вероятно, авторы санкций предполагали последующий "хаос" на российском валютном рынке, резкое ослабление курса национальной валюты, виток инфляции, сокращение импорта оборудования и технологий.
По моему мнению, такие санкции – очередной шаг к подрыву гегемонии доллара, так как существуют механизмы экономической стабилизации и без биржевой торговли валютой.
Доходы бюджета
Нефтегазовые доходы формируются в основном за счет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть, который рассчитывается с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, учитывающего, в частности, цену барреля нефти Urals в долларах и курс доллара США.
За 5 месяцев 2024 года общая сумма нефтегазовых доходов (4951 млрд рублей) оказалась ниже суммы доходов от НДПИ (5282 млрд рублей), что связано с выплатой государством налоговых вычетов. При этом прирост нефтегазовых доходов составил 74% относительно аналогичного периода 2023 года.
Чем выше курс доллара к рублю, тем выше рублевая выручка компаний и сумма нефтегазовых доходов государства. Но государству важен не завышенный, а сбалансированный курс, так как ослабление национальной валюты влияет на рост цен на необходимую, прежде всего, предприятиям, импортную продукцию и оборудование, на рост индекса экспортной альтернативы на сырье и продукцию переработки, а также на разгон инфляции.
Три варианта
Одной из основных задач государства в сфере валютно-финансовых отношений является управление курсом национальной валюты по отношению к другим мировым валютам.
Резкие колебания валютных курсов оказывают негативное влияние на развитие национальной экономики, в зависимости от поставленных на государственном уровне задач можно применять: систему плавающих валютных курсов, систему фиксированных валютных курсов, валютный коридор.
Система плавающих валютных курсов
Если государство сохранит систему плавающих валютных курсов, то предполагается курсовая волатильность на фоне повышенного спроса на валюту, роста спекулятивных сделок, стихийных рыночных механизмов на валютном рынке с учетом проводимых банковских операций.
Такие явления мы наблюдаем в банковских приложениях при формировании запроса на приобретение валюты.
Использование плавающего курса позволяет государству проводить независимую экономическую политику в соответствии с национальными интересами.
Так, например, при росте курса национальной валюты происходит как рост экспортной выручки, так и рост стоимости импортной продукции, что приводит к падению спроса на нее. Но не всегда рост стоимости импортной продукции приводит к балансу: важные технологии и оборудование должны быть доступными для комплексного экономического развития.
Система фиксированных валютных курсов
Если государство введет систему фиксированных валютных курсов, то такой курс может не отражать реальную стоимость валют, но такая система позволяет вносить стабильность в формирование бюджета при непрерывном контроле государства, а также обеспечить решение макроэкономических задач, стоящих перед государством.
Так, например, исходные условия для формирования вариантов развития экономики по данным Минэкономразвития за 2024–2026 годы, предусматривают в 2024 году среднегодовой курс доллара по базовому сценарию 90,1, по консервативному – 95,7. Такие значения могут отражать и валютный коридор для целей исполнения бюджета РФ.
Валютный коридор
До ноября 2014 года в России удерживался валютный коридор в пределах 31,65 рубля – 38,65 рубля к бивалютной корзине доллар США + евро, существовавший с конца 2008 года. С 10 ноября 2014 года ЦБ изменил параметры валютной политики, исключив регулирование валютного коридора, существовавшего с конца 2008 года, и отменил регулярные валютные интервенции, которые использовались не только для финансирования экономики, но и для игры на валютном рынке.
Что ждать от курса рубля?
Официальный курс, рассчитанный Центробанком 14 июня 2024 года после отмены биржевых торгов, составил 88,2 руб./доллар США, 94,8 руб./евро, а переход от биржевых к внебиржевым валютным индикаторам не привел к дестабилизации финансового рынка.
Резервные подходы к расчету официальных курсов валют на случай отсутствия валютных торгов на Московской Бирже были предусмотрены Указанием № 6290-У от 3 октября 2022 года.
В этой связи важно отметить то, что разработка превентивных мер на уровне ЦБ была осуществлена за 1 год и 9 месяцев до того, как "вдруг" в новый санкционный пакет были включены Московская Биржа, Национальный клиринговый центр и Национальный расчетный депозитарий. Следует отметить, что развитие биржевой торговли является ключевым фактором продвижения рыночных механизмов.
Но спровоцированный санкциями беспрецедентный случай перехода от биржевых операций к внебиржевым показал устойчивость финансовой и банковской инфраструктуры России к сложившимся вызовам.
Влияние санкций
На данный момент мы можем сделать вывод, что новые санкции не только сократили мировые обороты в долларах и евро, но и привели к активизации торговли в валютах дружественных стран, а теперь еще и к негативному для развития мировой рыночной экономики откату от биржевых к внебиржевым инструментам.
Уже сейчас евро и доллар не являются доминирующей валютой контрактов по российским ресурсам и товарам.
Без интервенции российских энергетических ресурсов на мировой рынок могут резко возрасти затраты стран-импортеров и произойдет эскалация мировой инфляции, что отразится на росте расходов населения, не имеющего отношения к формируемой политике стран коллективного запада.
По идее санкции изначально можно было распространить на все компании и всех граждан РФ, но тогда ЕК нечем было бы заниматься в перспективе. Поэтому любая успешная российская организация априори рассматривает перспективы ввода санкций и разрабатывает стратегии дальнейшего развития в условиях санкционного давления.
Следом за усилением санкций последует и новая система биржевой торговли, трансакций и цифровизации в конфигурации альянсов дружественных стран и союзов, в частности БРИКС.