Site icon ИнфоТЭК

Уголь в свободном падении

Экспорт угля из России по итогам первого квартала составил 45,2 млн тонн, что на 12-13% ниже уровня как аналогичного периода прошлого года, так и предыдущего квартала, следует из расчетов Института энергетики и финансов. Основная причина — низкие экспортные цены на уголь в сочетании с ростом затрат экспортеров. И если восточное направление хоть в какой-то степени обеспечивает рентабельность поставок, то западное — приносит убытки. Низкие цены на уголь на мировом рынке не покрывают затраты экспортеров на доставку и перевалку угля в портах Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна.

Негативный тренд продолжается

Несмотря на то, что экспорт угля по итогам 2023 года показал положительную динамику и подрос на 0,6%, до 212,5 млн т, негативная динамика отгрузок за границу началась с четвертого квартала прошлого года. В четвертом квартале объемы вывоза снизились на 8,2% (г/г), до 49,5 млн т. В январе 2024 г., по данным Института энергетики и финансов, экспорт составил 16,2 млн т, что на 6,4% ниже января 2023 г, а в феврале, несмотря на високосный год, упали на 14,1% (г/г), до 13,5 млн т.

Эти оценки фактически совпадают с данными Аналитического центра ТЭК (АЦ ТЭК): в январе-феврале текущего года российские экспортеры угля отправили зарубежным покупателям 29,4 млн т (через порты — 26,1 млн), что на 9,6% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.

Добыча угля в России в начале года незначительно выросла: в январе — на 1,7%, до 35,8 млн т, однако дальнейшая динамика с учетом вывозных проблем вряд ли будет положительной. Так, например, угольщики Хакасии, где находится в 8 угледобывающих предприятий, уже бьют тревогу.  Председатель Верховного совета Хакасии Сергей Сокол сообщил ранее, что сейчас предприятия в регионе работают в половину своих мощностей, коллективы отправлены в вынужденный отпуск.

"Отмена понижающих коэффициентов на ж/д перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие западного направления – все это делает наши предприятия неконкурентоспособными", — отметил он.

Цены не дают оптимизма

Экспортные цены на российский энергетический уголь в ноябре 2023 – феврале 2024 гг. ощутимо сократились для всех бассейнов отправки, подтверждает старший эксперт фонда Института энергетики и финансов Александр Титов.

Так, для портов Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) в первой половине марта цены опустились ниже минимумов конца июня 2023 г. На базисе FOB Балтика цена сократилась до $64-68/т, для FOB Тамань – до $72-74/т.

"Экспортная цена угля на Дальнем Востоке (FOB Восточный) также снижалась в 4 кв. 2023 г., но в январе-феврале ей удалось остаться относительно стабильной на уровне в $104-107/т, вернувшись к уровням середины сентября 2023 г. В результате ценовая разница между "западом" и "востоком" для российских угольщиков в марте достигла максимума в $30-40/т", — подсчитал Титов для ИнфоТЭК.

Руководитель проекта департамента угольной промышленности АЦ ТЭК Сергей Дружинин отметил, что сейчас стоимость угля на мировом рынке меньше, чем в период "сырьевого суперцикла" в 2022 г., в несколько раз. "Ключевые потребители — прежде всего, Китай и Индия — активно наращивают внутреннее производство и создали большие запасы угля, что оказывает серьезное давление на угольные котировки", — сказал он.

Титов в качестве причин низких цен назвал достаточность угля на мировых рынках, стабильные запасы на терминалах и электростанциях в Индии и Китае и продолжающееся снижение спроса на уголь в Европе. На стоимости российского угля сказывается и усиливающееся санкционное давление, что приводит к дополнительным дисконтам.

Сдерживающие факторы: РЖД, тарифы и рубль

Таким образом, экспортные цены на российский уголь в 1 кв. вернулись к минимумам 3 кв. 2023 г., однако затраты на доставку угля с месторождения до порта и перевалку на судно выросли сразу по нескольким статьям, говорит Титов.

Во-первых, в декабре 2023 г. грузовой железнодорожный тариф был проиндексирован на 10,75%. Вслед за этим операторы подвижного состава увеличили ставки на предоставление полувагонов под перевозку угля (до 10% на отдельных маршрутах по итогам 4 кв.). Участники рынка, по словам Титова, объясняют это увеличением цен на новые вагоны и ростом арендных и лизинговых платежей в связи с ужесточением денежно-кредитной политики.

Во-вторых, скорость движения на сети РЖД, особенно на Восточном полигоне, продолжает замедляться, что увеличивает сроки поставок и затраты для угольщиков, поскольку аренда полувагонов считается посуточно. Также негативным фактором для экспортеров угля стало последовательное укрепление курса рубля в 4 кв. 2023 г. С конца октября 2023 г. до конца февраля 2024 г. курс рубля изменился с 97 руб./$ до 93 руб./$.

Дополнительным фактором, который заметно влияет на доходность экспорта российского угля является экспортная курсовая пошлина.

После того, как Китай вернул импортные пошлины на российский уголь с 1 января 2024 г., правительство России, в свою очередь, решило поддержать угольные компании путем отмены курсовой экспортной пошлины, начиная с 1 января 2024 г. Однако в конце февраля 2024 г. правительство России вновь вернуло эту меру, которая теперь будет действовать с 1 марта 2024 г. по 28 февраля 2025 г.

"Возврат курсовой пошлины дополнительно изымает около 320-360 руб./т при экспорте из портов Балтики и АЧБ и 520-530 руб./т при экспорте из портов Дальнего Востока. В результате, в первой половине марта нетбэки экспорта энергетического угля (6000 ккал/кг) из Кузбасса в порты Балтики и Азово-Черноморского бассейна снизились до отрицательных значений, т.е. экспортные цены на уголь не покрывали затраты на доставку из Кузбасса, перевалку в порту и уплату курсовой пошлины. В результате ж-д отправки угля на Таманский терминал снизились с 1,7 млн т в декабре 2023 г. до 1,1 млн т в январе и практически обнулились в феврале 2024 года", — отметил Титов.

В результате, подчеркивает Титов, для многих угольных компаний доходными остаются только отправки по Восточному полигону: 2600-2800 руб./т для высококалорийного угля. Однако провозные мощности для Восточного полигона остаются основным ограничением для российских угольщиков. "И я полагаю, что угольщикам не удастся увеличить себе квоты для проезда по Восточному полигону, поскольку другие грузы в настоящее время также активно конкурируют за эти мощности", — считает он.

Руководитель проекта департамента угольной промышленности АЦ ТЭК Сергей Дружинин также отметил, что рост экспорта угля из России сдерживается известными проблемами на сети РЖД: так называемыми "узкими местами" железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, его ограниченной провозной и пропускной способностью, низкой оборачиваемостью полувагонов на сети РЖД, нехваткой локомотивов.

Глава парламента Хакасии Сергей Сокол считает, что есть риски невыполнения поручения президента России по гарантированному вывозу угля. Российские железные дороги (РЖД) договорились с регионами о вывозе в 2024 году около 100 млн т угля по восточному экспортному направлению. Квоты на вывоз установлены в объеме: из Кузбасса — 54,1 млн т, из Хакасии — 6,5 млн т, из Иркутской области — 3,3 млн т, из Тывы — 0,65 млн т. Кроме того, 26,3 млн т будет вывезено из Якутии и 8,5 млн т из Бурятии.

Однако угольщики Хакасии заявляют о том, что пока заявленные планы отстают от реальной картины, по крайней мере, для их региона. Исполнительный директор разреза "Аршановский" Евгений Юрин заявил, что "по первому кварталу из Хакасии — минус триста тысяч тонн к плану". "Из 1,8 млн тонн фактические цифры ожидаются порядка 1,5 млн", — сказал он.

Есть ли свет в конце тоннеля?

Налоговая нагрузка на отрасль пока расти не будет, повышение НДПИ не обсуждается, успокоил угольщиков в начале апреля министр энергетики РФ Николай Шульгинов. Министр также добавил, что вопрос с курсовой пошлиной для угля будет закрыт "до конца месяца", однако не пояснил о каком именно решении идет речь.

Однако это не поможет решить острые логистические вопросы, которые сегодня наряду с низкими ценами являются главными сдерживающими факторами для российских угольщиков. Тем не менее, в 2024 году ожидается завершение второго этапа расширения Восточного полигона, по итогам которого суммарная провозная способность Транссиба и БАМа достигнет 180 млн т грузов. Одновременно с этим строится частная железнодорожная ветка параллельная БАМу Эльга-Чумикан, мощностью 30 млн тонн.

Замминистра энергетики РФ Сергей Мочальников в интервью ИнфоТЭК утверждал, что и добыча и экспорт угля из России к концу десятилетия не будут снижаться.

Мочальников отмечал, что в этот период будет расти морская перевалка угля, в том числе за счет за счет ввода в эксплуатацию портов Лавна, Суходол и др. К 2025 году мощности крупнейших специализированных угольных и неспециализированных морских портов Приморского края и Ванино-Совгаванского узла составят 213 млн тонн. В целом, к 2030 году мощности по перевалке угля составят 308,5 млн тонн.

Дружинин из АЦ ТЭК считает, что, помимо модернизации логистической инфраструктуры и расширения пропускной способности Восточного полигона, необходимо развивать систему ледокольного и навигационного сопровождения судов с углем по Северному морскому пути.

"Немаловажной мерой для стимулирования экспорта российского угля представляется проработка на уровне межправительственных комиссий вопроса отмены ввозных пошлин на российский уголь в Китае и Индии", — добавил он.

С другой стороны, по его словам, российские угольные экспортеры активно наращивают поставки в адрес турецких потребителей, а также в страны Северной Африки. Кроме того, есть потенциал роста поставок на Ближний Восток (Иран, Пакистан).

Одним из вариантов в текущей ситуации могло бы стать партнерство государства с угольными предприятиями, которые испытывают сложности с экспортом.

"С угольной отрасли можно было бы взять специальный налог, за счет которого было бы профинансировано расширение узких мест на железной дороге. После решения за счет таких мер логистических проблем для угольщиков было бы справедливо ввести период пониженного налогообложения и повысить приоритет угля при поставках по железной дороге", — считает эксперт ИнфоТЭК Александр Фролов.

Exit mobile version