Site icon ИнфоТЭК

Технологический суверенитет на всех один

Прошедшим летом тема технологического суверенитета в нефтегазовом комплексе оказалась в центре внимания как властей страны, так и отраслевого сообщества. Так, 19 июля состоялось первое заседание Координационного совета по импортозамещению нефтегазового оборудования, определившее вектор дальнейшей работы в данном направлении. Тема создания отечественных технологий и оборудования для НГК активно обсуждалась на ряде авторитетных дискуссионных площадок, в частности – на прошедшей в августе в Санкт-Петербурге конференции "Технологическое развитие и импортозамещение в ТЭК". Каковы же основные идеи и посылы, выдвигаемые органами власти и представителями бизнеса?

В поисках механизма

Создание различных ведомственных механизмов, ответственных за импортозамещение в нефтегазе, началось практически сразу после введения против России санкций со стороны западных государств. В 2014 году была сформирована структура с длинным названием "Межведомственная рабочая группа по снижению зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, комплектующих и запасных частей, услуг (работ) иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения, а также по развитию нефтегазового комплекса Российской Федерации". Согласно соответствующему приказу Минпромторга, перед ней были поставлены следующие задачи: разработка мероприятий, направленных на снижение зависимости от импорта; определение номенклатуры импортной продукции, технологий и услуг, не имеющих отечественных аналогов; координация действий федеральных органов исполнительной власти в части импортозамещения в нефтегазовом комплексе. Однако, если верить Отраслевому порталу информационно-аналитической поддержки импортозамещения в ТЭК, созданному Российским энергетическим агентством (РЭА), прошло всего пять заседаний этой межведомственной группы, последнее из них – в 2016 году.

В 2019 году был создан Центр компетенций импортозамещения в ТЭК на базе АНО "Агентство по технологическому развитию". Набор целей этой структуры достаточно обширен – от поддержки компетенций и эффективных практик импортозамещения и увеличения объема привлеченного государственного и частного финансирования в соответствующие проекты до образовательной деятельности и развития сотрудничества со странами БРИКС, ОПЕК+, Африки и Азии и др.

В том же 2019 году Минэнерго и Минпромторг создали Центр компетенций технологического развития ТЭК на базе РЭА. В июне нынешнего года агентство представило дайджест наиболее интересных и перспективных научно-технических разработок в области ТЭК. В нем содержится описание более 90 новых отечественных технологий разной степени готовности для нефтегазового комплекса, угольной промышленности, электро- и теплоэнергетики, а также возобновляемых источников энергии с указанием организаций-разработчиков. Также даны аннотации нормативных документов и ГОСТов, принятых или актуализированных в период января–марта 2023 года.

А в июле вниманию отраслевой общественности был представлен еще один информационный продукт – дайджест, содержащий сопоставление выполненных в 2022 году исследований и разработок с технологическими приоритетами Прогноза научно-технологического развития отраслей ТЭК на период до 2035 года. Он включает в себя более 300 кратких аннотаций научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР) гражданского назначения, содержащихся в Единой государственной информационной системе учета (ЕГИСУ). Как отмечают в РЭА, данный документ "позволяет выявить научный потенциал России для реализации политики импортозамещения, формирования технологического суверенитета и обеспечения безопасности в отраслях ТЭК". Кроме того, с его помощью "можно определить центры компетенций, реализующие исследования, отвечающие приоритетным технологическим направлениям".

Одна из главных задач Центра компетенций технологического развития ТЭК – разработка методологии консолидации спроса на нефтегазовые технологии и оборудование. Как отмечает глава Центра Олег Жданеев, этот вопрос надо тщательно прорабатывать – "иначе мы получим кучу бесполезной информации, которую не сможем использовать на практике". Чтобы избежать такой неразберихи, нужны платформенные решения с применением цифровых технологий. Министерство энергетики уже осуществило два пилотных проекта, в рамках которых отрабатывался такой подход. В первом из них были задействованы компания "Татнефть" и электронная торговая площадка Газпромбанка. Второй проект был реализован с участием Координационного центра Правительства РФ по направлению электронной компонентной базы, а также компаний "Транснефть" и "Татнефть".

От НИОКР – к производству

Таким образом, главной задачей первого этапа импортозамещения было определить, какое зарубежное оборудование нуждается в замене на отечественные аналоги. А основной заботой государства стала поддержка соответствующих НИОКР. При этом масштабы государственного стимулирования технологического развития нефтегазового комплекса весьма значительны. По данным Минпромторга, на сегодняшний день оно распространяется на более чем 200 проектов, а общая сумма господдержки превысила 60 млрд рублей.

Однако сегодня необходимо более активно переходить от стадии НИОКР к налаживанию и масштабированию производства. А для этого нужны новые, еще более эффективные инструменты государственного регулирования. Этим и объясняется формирование упомянутого Координационного совета по импортозамещению нефтегазового оборудования. Примечательно, что работу данной структуры курируют сразу два вице-премьера – Денис Мантуров и Александр Новак, которые вместе провели первое заседание совета. Это позволяет надеяться на то, что решение вопросов межведомственного взаимодействия будет поднято на принципиально новый уровень, а возможные бюрократические барьеры – максимально снижены.

В состав Координационного совета вошли представители Минэнерго, Минпромторга, Института нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ), федеральных агентств, нефтегазовых компаний, профессиональных ассоциаций, представляющих интересы промышленных подрядчиков.

"В конце прошлого года президентом были определены шесть основных направлений развития нашей страны, одно из них – достижение технологического суверенитета. И это прямым образом касается такой стратегической отрасли, как нефтегазовая. С учетом тех вызовов, что сегодня стоят перед нами, определены и скорректированы стратегические планы по развитию нефтяной и газовой отраслей на новых рынках, включая развитие трубопроводной и СПГ-инфраструктуры", – отметил Александр Новак в ходе заседания.

Как пояснил, выступая на конференции "Технологическое развитие и импортозамещение в ТЭК", директор департамента машиностроения для ТЭК Министерства промышленности и торговли РФ Михаил Кузнецов, предполагается, что номенклатура для импортозамещения в НГК будет распределена по семи технологическим направлениям, охватывающим все этапы нефтегазового бизнеса: геологоразведка, бурение и добыча на суше и шельфе, транспортировка, нефтепереработка, нефтегазохимия и СПГ. В России уже несколько лет существует практика заключения соглашений между Правительством и компаниями-лидерами, крупными государственными корпорациями с целью формирования перспективных технологических направлений и развития "сквозных технологий". На сегодняшний день подписано уже около полутора десятков таких документов, но пока что они не охватывали нефтегазовую сферу. И поэтому задача состоит в том, чтобы разработать и заключить аналогичные соглашения по каждому из семи вышеперечисленных направлений, необходимых для НГК.

Чем поможет государство?

Какие же инструменты поддержки импортозамещения в ТЭК имеются сегодня в распоряжении государства? По мнению Михаила Кузнецова, их можно объединить в четыре укрупненные группы.

Первая группа охватывает поддержку НИОКР. Среди данных мер превалируют грантовые механизмы, то есть невозвратное финансирование научных учреждений и компаний со стороны государства. Согласно действующей практике за счет грантов можно покрыть до 70–80% соответствующих затрат. Единственное обязательство, которое при этом берет на себя получатель субсидий, – обеспечение минимального объема выручки при реализации продукции, произведенной благодаря выполненным НИОКР.
Вторая группа мер господдержки предназначена для последующей фазы инвестиционного проекта, направленного на импортозамещение. То есть речь идет о создании и масштабировании производства. Здесь также имеет место невозвратное финансирование, но, как правило, не в виде грантов, а в форме льготных программ кредитования. В частности, такие кредиты предоставляет Фонд развития промышленности.
Третья группа – различные механизмы поддержки спроса. В частности, при поставках в адрес государственных компаний производитель может рассчитывать на предоставление 10-процентного аванса. А срок полной оплаты не должен превышать семь дней после отгрузки оборудования. Кроме того, для определенных видов продукции предусмотрен повышенный коэффициент амортизации, что позволяет сэкономить до 7% от ее базовой стоимости. Сейчас планируется введение еще одной меры, которую эксперты уже прозвали "кэшбэк для потребителей". Поскольку значительная часть импортозамещенного оборудования оказывается дороже, чем зарубежные аналоги (в силу более скромных масштабов производства и более высоких издержек на единицу продукции), предлагается компенсировать покупателям часть этой разницы. Но одновременно производитель должен взять на себя обязательства выйти на конкурентную цену в строго определенные сроки.

Наконец, четвертая группа мер – стимулирование экспорта. Здесь возможны как льготные кредиты для осуществления экспортных поставок, так и компенсация части затрат на логистику, сертификацию, участие в конференциях и выставках за рубежом.

Таким образом, государство готово как максимально снизить административные барьеры, так и предоставить бизнесу достаточно широкий спектр мер поддержки. Насколько они будут востребованы? Здесь очень многое будет зависеть как от самих производителей, так и от потребителей, то есть отечественных нефтегазовых компаний. Многие эксперты отмечают, что пока главным препятствием для импортозамещения остается отсутствие того самого консолидированного спроса, о котором уже упоминалось. Иными словами, зачастую каждая компания пытается в одиночку решить проблемы, связанные с заменой зарубежных технологий на российские. Но технологический суверенитет может быть только общенациональным, а не корпоративным. И понимание этого, к счастью, уже приходит к ведущим игрокам рынка.

 

Exit mobile version