Стандартизируй это

Унификация стандартов позволит нефтегазовым компаниям РФ сэкономить десятки миллиардов рублей

Стандартизируй это
Фото: inti.expert

Унификация стандартов в нефтегазовой отрасли способна не только дать компаниям существенную экономию средств и времени, но и вывести их на новые рынки. Партнерами России по созданию единой системы стандартов становятся в первую очередь компании не Запада, а стран СНГ и Ближнего Востока.

Зачем нужны стандарты

Россия обеспечивает около 10% мировой добычи нефти и порядка 15% – природного газа. Рынок нефтегазового оборудования РФ также должен составлять до 10% от глобального. При этом большая часть высокотехнологичных решений для нефтегазового сектора относятся если не к монопольным, то к олигопольным рынкам (то есть к тем, где присутствует не более трех-четырех поставщиков). Обычно среди них есть основной игрок, обеспечивающий 35–40% суммарного спроса.

Для того чтобы освоить выпуск конкурентоспособного оборудования, желательно иметь доступ к 15–20% (а лучше – больше) мирового рынка. Поэтому и российским производителям, и нашим партнерам из других стран хотелось бы иметь доступ к большим объемам рынка. А компании-потребители также хотят обладать доступом к тем или иным высокотехнологическим решениям, чтобы получить гарантии технологического суверенитета и технологической безопасности.

Гармонизация стандартов поможет производителю понять, чего ждет от него конечный потребитель, в каком объеме и кому возможно продавать свою продукцию. Наличие такой определенности значительно упростит принятие инвестиционного решения. Производителю будет достаточно единожды подтвердить, что его продукция соответствует унифицированным требованиям, чтобы получить доступ к закупкам сразу всех компаний-участников инициативы по унификации.

Сколько заказчиков – столько требований

Российская государственная система стандартизации включает в себя как национальные стандарты, так и технические регламенты. При этом основной задачей государства является обеспечение безопасности – как людей, работающих на производстве, так и окружающей среды, которой может быть нанесен ущерб при использовании некачественной продукции или применении недостаточно безопасных технологий.

И здесь кроется фундаментальная разница между национальной системой и стандартами, которые использует большая часть потребителей (в нашем случае речь идет о компаниях нефтегазового сектора). Обычно потребители в дополнение к высокоуровневым государственным требованиям вводят дополнительные параметры, которые призваны обеспечить не только безопасность, но и максимальную эффективность.

Именно поэтому у нас сложилась такая ситуация. С одной стороны, государственная система стандартизации достаточно развита, имеется большое количество ГОСТов. А с другой стороны, потребители добавляют собственные требования. Но компаний много, и их деятельность не согласована, требования и стандарты разных потребителей зачастую оказываются взаимоисключающими. Подобные противоречия устранять крайне сложно.

Хотя такая коллизия – скорее исключение, чем правило. Основная часть возникающих сложностей заключается в необходимости учитывать дополнительные требования заказчиков.

Производители устают от того количества аудитов, которые направляются в их адрес от разных групп потребителей. Не успел окончиться один недельный аудит, как уже приезжает аудитор от другой компании, а затем от третьей. Все это требует времени, ресурсов, а зачастую и остановки производства. Причем нередко аудиторы дублируют действия друг друга, проверяя одни и те же критерии (бывает даже так, что разные компании-заказчики представляет один и тот же аудитор). В результате возникают простои и непроизводственные затраты.

Движение семимильными шагами

Задача ИНТИ как раз и заключается в том, чтобы создать унифицированные стандарты для всех. И тогда будет достаточно одного аудита. К заданной цели мы движемся семимильными шагами: согласно поручению Президента РФ, мы должны до конца 2022 года обеспечить возможность перехода нефтегазовых компаний на нашу систему стандартизации. Мы проанализировали закупки крупнейших игроков отрасли и поняли, что до конца года нам необходимо разработать от 100 до 150 стандартов для ключевой номенклатуры оборудования. Было выделено девять ключевых номенклатурных групп оборудования:

  • буровое (как наземное, так и внутрискважинное);
  • статическое (емкости, реакторы, колонны, сепараторы и т. д.);
  • динамическое (насосы и компрессоры);
  • энергетическое (от кабельной продукции до турбинных установок и котельных);
  • для подводной добычи;
  • для сжижения газа;
  • трубная продукция;
  • запорно-регулирующая арматура;
  • контрольно-измерительные приборы и средства промышленной автоматизации.

Наиболее проблемные направления – это оборудование для подводной добычи и для сжижения газа, так как компетенций в этих сферах у России не хватает. Однако наша страна активно работает над их наращиванием.

Исходя из сроков, мы набрали темп до трех стандартов в неделю. На данный момент утверждено уже более 70 стандартов. Если говорить о более дальней перспективе, то стандартизация должна охватить три ключевых направления: потребляемое оборудование и используемые технологии (над чем мы сейчас и работаем), стандартизация подходов к проектированию (этим мы займемся в 2023 году) и создание типовой проектной документации.

"Стандартные" выгоды

Наличие множественных корпоративных стандартов приводило к тому, что при получении заказа от разных потребителей приходилось менять производственные процессы, что весьма недешево. Дополнительные затраты ведут к неминуемому удорожанию продукции. Согласно оценкам зарубежных экспертов, применение единых стандартов позволит нефтегазовым компаниям сэкономить 30–40% средств, направляемых на закупки.

На поддержание внутренних систем стандартизации российские компании сегодня тратят если не миллиарды, то как минимум сотни миллионов рублей в год. Плюс аналогичных расходов требует наем аудиторских организаций (либо же оплата собственных аудиторов). Всех этих расходов можно избежать за счет внедрения единых стандартов.

Потенциальная экономия суммарно для отрасли может составить уже десятки миллиардов рублей в год. Компании смогут направить высвободившиеся средства на технологическое развитие, собственные инвестиционные проекты, увеличение дивидендов акционеров и т. д.

Стандарты для Востока и Юга

Наиболее активно продвижение стандартов Института получается во взаимодействии с компаниями из стран соглашения ОПЕК+.

В список наших партнеров на данный момент входят 13 крупнейших российских нефтегазовых компаний и семь иностранных: Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики, "Узбекнефтегаз", "КазМунайГаз" (Казахстан), ADNOC (ОАЭ), Kuwait Petrolium Corporation (Кувейт), Sonatrach (Алжир) и Sonangol (Ангола). Также активно ведутся переговоры с компаниями из Омана, Бахрейна, Катара и ряда африканских стран.

Унификация стандартов, стимулирование локальных производителей и обеспечение снабженческой безопасности нефтегазовых компаний стран ОПЕК+ может стать следующим этапом развития сделки.