США – сырьевой придаток Европы

Энергоносители – не основной вопрос торговой войны между Вашингтоном и Брюсселем

США – сырьевой придаток Европы
Фото: istockphoto.com

Евросоюз готов нарастить закупки сжиженного природного газа из Соединенных Штатов, чтобы урегулировать вопрос дефицита торгового баланса, а, значит, США добились своего – выдавили Россию с европейского рынка и теперь будут безраздельно им владеть. Во всяком случае такой вывод сделала часть российской блогосферы. Если подробнее ознакомиться с текущим состоянием европейского рынка энергоносителей и со статистикой торговых отношений Америки и Европы, то ситуация оказывается куда менее однозначной. При этом корни текущего противостояния тянутся со времен окончания мирового экономического кризиса.

Громкие и ничего не стоящие

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сделала громкое заявление: "СПГ все еще отчасти поступает к нам из России, и, может быть, мы сможем заменить его американским СПГ, который был бы для нас лучшей сделкой. Он также позволил бы удешевить энергию. Мы будем обсуждать это [с Дональдом Трампом]".

Эти слова явно иллюстрируют пораженческие настроения, охватившие Европу после начала торговой войны. Тем более, что 7 апреля Дональд Трамп заявил журналистам буквально следующее: Европе придется закупать у США энергоносители, так как она в них нуждается, и это позволит американцам избавиться от ужасающего торгового дефицита с ЕС – $350 млрд.

Но в этих двух абзацах есть небольшая хитрость: громкое заявление Урсула фон дер Ляйен сделала пять месяцев назад – в начале ноября 2024 года. Более того, в марте 2022 года она подписала меморандум с Джозефом Байденом, в котором оговаривалась возможность роста поставок СПГ из Соединенных Штатов в Европу.

А слова Трампа о закупке энергоносителей и дефиците торгового баланса на данный момент прокомментировала представитель Еврокомиссии Анна-Каиса Итконен: "Половина нашего СПГ уже поступает из США, но мы готовы и дальше вести переговоры для увеличения импорта".

Руководство Евросоюза в любой момент готово подтвердить, что хочет покупать больше газа в Соединенных Штатах. Кто бы там ни был президентом. И сами по себе эти слова ничего не стоят.

Беспокойный с третьего места

В конце марта Еврокомиссия отчиталась о небольшом росте потребления газа в 2024 году. Согласно ее данным, этот показатель увеличился на 2 млрд куб. м – до 332 млрд куб. м. Это несколько противоречит помесячной статистике Евростата, которая фиксировала небольшое (менее 1 млрд куб. м) снижение. Но в данном случае расхождение носит непринципиальный характер. Важно, что потребление оказалось на 80-83 млрд куб. м меньше, чем в 2021 году, и восстанавливаться оно пока не торопится.

Из Соединенных Штатов в Евросоюз в 2024-м поступило порядка 51,3 млрд куб. м природного газа (на 11 млрд куб. м меньше, чем в 2023-м). Со всех прочих направлений ЕС получил 46,21 млрд куб. м, согласно анализу Bruegel. Однако в отчете Еврокомиссии утверждается, что США заняли 45% импорта СПГ. В суммарном потреблении на газовом рынке Евросоюза американские объемы обеспечили примерно 15,4%.

США в качестве поставщика на европейском рынке заняли третье место, уступив Норвегии и России (из нашей страны по газопроводам и в виде СПГ Евросоюз импортировал 54,45 млрд куб. м, согласно данным Bruegel).

Если потеоретизировать и прислушаться к мнению европейского руководства, которое говорит, что от российских поставок оно избавиться готово, а попадать в зависимость от другого основного поставщика – нет, то можно предположить, что США могли бы взять российскую долю рынка, фактически удвоив поставки в ЕС. И, кстати, чисто технически это возможно: Европа обладает необходимыми мощностями для приема, а Соединенные Штаты – мощностями для производства (по данным EIA, в 2024 году в США было произведено 123,66 млрд куб. м СПГ в пересчете на регазифицированный объем). А в ближайшие годы в эксплуатацию должны ввести новые американские мощности по сжижению. И, казалось бы, все сходится.

Но!

Экспорт как проблема

СПГ-заводы, расположенные в США, не поставляют газ в Европу. Они, преимущественно, работают по толлинговой схеме или по FOB. В обоих вариантах зона их ответственности не выходит за пределы погрузки СПГ на судно.

Основной доход заводам приносит сжижение, при этом оплату они получат в любом случае (в рамках принципа "сжижай или плати"). А газ в Европу везут преимущественно компании с европейской пропиской. Именно они зарабатывают на разнице закупочной цены и цены в ЕС.

При этом Евросоюз – важный, но не основной рынок СПГ в мире. Основной – страны АТР.

Соединенным Штатам нет прямого резона наращивать поставки сжиженного природного газа конкретно в Европу. И, если уж на то пошло, им вообще нет прямого резона наращивать экспорт, так как с каждым новым СПГ-заводом все больше на внутренний рынок самих США начинает давить экспортная альтернатива. Получается, что иностранные игроки приходят – и вымывают с внутреннего рынка все больше и больше газа. У роста добычи при этом есть свой предел.

Мы уже наблюдали, как в 2021-2022 годах газ в Соединенных Штатах газ дорожал вслед за всем остальным миром.

Исходя из вышеперечисленного, Брюссель может пообещать Вашингтону все, что угодно в области энергоносителей (куда, кстати, входит не только СПГ, но и нефть, и нефтепродукты). Все равно в Европе рынок энергоносителей весьма ограничен, и как скоро он восстановится – большой вопрос. При этом для Европы от перетасовки направлений импорта сейчас мало что изменится (если вынести за скобки вопрос о характеристиках экспортируемой из Америки нефти). Президент США так добьется только пиар-эффекта, но не решит основную проблему во взаимоотношениях с ЕС.

Сырьевой придаток

Если обратиться к наиболее свежим данным Евростата, то мы и правда обнаружим огромный перекос в пользу Евросоюза при торговле с Соединенными Штатами. Есть только одна категория товаров, в которой лидируют США – энергоносители. Во всем остальном лидер – ЕС. Основные статьи экспорта в Америку – химическая продукция, продукция машиностроения и автомобили.

В одной только Германии поставки автомобилей на внешние рынки обеспечили в 2024 году 16,9% всех экспортных доходов. У этой страны положительное сальдо торгового баланса с США.

В целом Евросоюз экспортировал в ‎Соединенные ‎Штаты‏ в прошлом году ‎24,9%‏ автомобилей ‎в ‎стоимостном‏ ‎выражении (749,2‏ ‎тыс. шт.). США не являются сколь-нибудь заметным поставщиком автотранспортных средств на европейском рынке. В отличие от Китая, Южной ‎Кореи и ‎Японии.

Из США в Европу идут нефть и газ, а обратно – станки и машины. Когда нечто подобное происходило в отношениях России и Европы, нашу страну называли сырьевым придатком.

Проблема, которую сейчас пытается решить Трамп, ровно та же, которую пытался решить еще Барак Обама сразу после завершения острой фазы мирового экономического кризиса 2008-2009 годов. Он пытался провести реиндустриализацию Соединенных Штатов. Для ее проведения, среди прочего, надо расширить рынки сбыта для высокотехнологичной продукции. Углеводороды – это здорово, но неплохо бы заставить ту же Европу покупать американские автомобили. Пусть даже это будут автомобили европейских марок, но заводы должны стоять в США.

В этом основной смысл текущей торговой войны. И если она завершится одним только обещанием Брюсселя увеличить закупки СПГ (и нефти) у Вашингтона, то для Соединенных Штатов это будет означать проигрыш.

Об авторе

Александр Фролов
Александр Фролов
Главный редактор ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики
Все статьи автора

Статьи на тему