Рынок в зоне комфорта
Розничные цены на топливо в России продолжают снижаться
В ноябре нефть "передумала" штурмовать уровень в $100 за баррель и решила несколько откатиться. Связано ли это с играми финансовых спекулянтов или с фундаментальными факторами (перегревом и торможением основных экономик мира) – сказать сложно. Параметры спроса и предложения давно не играют ведущей роли в определении стоимости сырьевых ресурсов. Факторы, которые 10 лет назад были ключевыми для нефти (к примеру, нападения повстанцев на добывающие объекты в дельте Нигера), перестали быть таковыми, хотя геополитической нестабильности и "горячих точек" только прибавилось. Сегодня финансовые спекулянты фактически определяют направления движения стоимости нефти, а остальные игроки пытаются либо подыгрывать, либо предугадывать их действия.
Принимая во внимание нестабильность в мире, справедливая оценка стоимости нефти должна быть гораздо выше. Однако высокие котировки могли бы привести к дальнейшему снижению спроса на данный энергетический ресурс. Поэтому мы и остаемся в парадигме полудоговорного рынка, когда и финансовые спекулянты не играют сильно вверх или вниз, и производители стараются корректировать объемы добычи в целях обеспечения более-менее стабильного роста стоимости нефти.
В связи с активной продажей экспортерами выручки стоимость нефти, выраженная в рублях, к концу месяца ушла ниже 8 тыс. за баррель (см. рис. 1). В начале месяца данный показатель превышал 9 тыс. рублей за баррель. Эти уровни достаточны для исполнения всех обязательств бюджета и являются довольно комфортными.
Рис 1(б)
Стоимость нефтепродуктов в Европе продолжает снижаться (см. рис. 2). Однако это не является позитивным фактором, а лишь свидетельствует о сокращении деловой активности. На фоне трансформаций европейской экономики и ослабления ее промышленного потенциала уменьшение потребления топлива является дополнительным индикатором того, что в Старом Свете не все так хорошо.
В целом европейский рынок хоть и остается интересным, перспектив у него не наблюдается. Свою лепту в сокращение потребления моторного топлива вносит постепенный отказ от двигателей внутреннего сгорания и переход на электромобили.
Безусловно, все призывы политиков отказаться от ДВС уже к 2035 году (и даже раньше) являются чисто популистскими, однако фискальные стимулы делают свое дело – население активно приобретает машины с "альтернативными" двигателями. Поэтому уже в среднесрочной перспективе можно ожидать снижения потребления топлива в Европе.
Рис 2
Цены на внутреннем рынке России также демонстрируют снижение (см. рис. 3, 4). Факторов их роста в оптовом звене не наблюдается. До марта 2024 года планируется проводить еженедельные совещания в Министерстве энергетики на тему балансировки рынка. В свою очередь региональные подразделения ФАС осуществляют контроль розничных цен на топливо (ведется работа с каждым продавцом, выходящим за пределы существующих рекомендаций).
Рис 4
Единственная проблема – диспаритет розничных цен на Дальнем Востоке, где независимые сети иногда продают топливо значительно дороже, чем на заправках ВИНК, разница может достигать 10 рублей за литр (см. рис. 5). Это обусловлено как длительными сроками отгрузки и доставки топлива, так и в целом низкой транспортной доступностью данного региона. Оптимального решения данной проблемы до начала следующего года не предвидится. А с января начнет применяться субсидия в размере до 4 тыс. рублей на тонну перевозимой продукции, что значительно снизит затраты независимых сетей.
Кстати, фиксируемая низкая покупательская активность на оптовом биржевом рынке может быть связана именно с этим – январские объемы топлива гарантированно пойдут с субсидией, поэтому покупатели собираются приобретать горючее после 15 декабря (с учетом длительных сроков отгрузки на Дальний Восток).
Рис 5(в)
Рост розничной стоимости дизельного топлива связан с переходом регионов с межсезонного и летнего на зимние сорта. В связи с этим возможно повышение в рознице на сумму до 2 рублей на тонну, что является минимальным рекомендованным уровнем для зимних сортов топлива. Сохранение низких температур даже в европейских районах России также способствует увеличению потребления зимнего дизеля.
С нового года на стоимость бензина и дизтоплива будет влиять ряд дополнительных факторов. Индексация железнодорожных тарифов и акцизов закладывает основу для роста розничных цен. Отсутствие активности на биржевых торгах в декабре может привести в первом квартале к повышенному спросу, что автоматически скажется на уровнях цен. Срочный рынок мог бы сгладить эти колебания, но пока приказ о нормативах на срочном рынке находится на согласовании в ФОИВах.
Таким образом, ситуация на рынке нормализована. Характерные движения стоимости зимнего дизельного топлива находятся на контроле правительства, которое не позволяет росту цен повысить затраты потребителей. Прогноз на зимний сезон по рынку, скорее, положительный. Проблем не ожидается. Единственное – необходимо готовиться к весенне-летнему сезону с ростом потребления и возможностью повторения проблем этого года.