Site icon ИнфоТЭК

Прыгнуть выше потолка

Прошло уже больше двух месяцев с того момента, как страны – участницы "Большой семерки" приняли решение о введении так называемого потолка цен для российской нефти. Однако параметры и механизмы этого решения до сих пор не определены. И по мере того как приближается дата 5 декабря – момент, с которого должно начать действовать европейское эмбарго на импорт российского "черного золота" – идея об установлении потолка не только представляется все более сомнительной, но даже перерождается в свою противоположность. Сегодня множество фактов свидетельствует о том, что эта мера призвана не усилить антироссийские санкции, а, наоборот, создать механизмы их обхода. Ибо всем уже становится ясно: введенные против РФ ограничения ударили не по нашей стране, а по рядовым потребителям топлива в странах Запада.

Не победить, так надуть щеки

Можно сказать, что у идеи потолка цен на российскую нефть было две цели. Первая, естественно, заключалась в том, чтобы создать очередной рычаг воздействия на Россию и попытаться лишить ее "нефтяных сверхдоходов". Западные политики еще прошлым летом признали: арсенал реально действующих инструментов давления на Москву исчерпан, однако при этом потери несет не российская, а именно европейская экономика. Действительно, с нефтяным эмбарго получился полный пшик – добыча нефти в РФ к лету сократилась на 2,5–3% по сравнению с февралем. Это больше похоже не на эффект "сокрушительных санкций", а на статистическую погрешность. Зато цены на топливо в ЕС взлетели до небес. Как пишет немецкое издание Die Welt, ссылаясь на расчеты агентства печати ADAC, нынешний год станет рекордным по цене на бензин и дизельное топливо. Предыдущий максимум был зафиксирован в 2012 году, когда стоимость премиального бензина E10 равнялась в среднем 1,589 евро за литр, а дизеля – 1,478 евро. Теперь же аналогичные показатели достигают 2,20 и 2,30 евро за литр.

Изменится ли эта ситуация после 5 декабря, когда вступит в силу эмбарго на поставки российской нефти в Европу? Для нашей страны – вряд ли, а вот для Европы – обязательно. И, разумеется, эти изменения будут лишь в негативную сторону.

Но не могут же западные политики признать свое полное поражение перед лицом избирателей – значит, надо придумывать пусть и не работающие, но эффективные в плане пиара шаги, создавать видимость того, что санкционная война еще не проиграна, что начинается ее новый решительный раунд. И тут идея потолка очень даже пригодилась – она не поможет обеспечить европейцев дешевым бензином, но может дать психологический эффект, создать у простых граждан ощущение, будто бы еврочиновники не сидят сложа руки.

Время развинчивать гайки

Впрочем, у пресловутого потолка есть и вторая цель – думается, гораздо более реальная и имеющая не психологический, а практический вектор. Коллективному Западу важно не допустить того, чтобы азиатские страны выиграли за счет поставок недорогой российской нефти, реализуемой в странах АТР с так называемым дисконтом (а фактически – просто без политической премии, которую уплачивают европейские производители). В свое время, в 1970–1980-е годы, взлет европейской экономики был обусловлен во многом именно получением доступа к недорогим энергетическим ресурсам из России. А сегодня аналогичное конкурентное преимущество фактически приобретает Азия, и в Вашингтоне и Брюсселе это вызывает большую тревогу. Отсюда и идея потолка – фактически Россию пытаются заставить поставлять нефть "с дисконтом" не только в АТР, но и по всему миру.

Иными словами, есть очень серьезные подозрения, что финт с дисконтом – это, по сути, согласие западных стран на формирование серого рынка российской нефти, готовность закрыть глаза на введенное ими же эмбарго на импорт "черного золота" из РФ. То есть западные чиновники будут делать вид, что они "не замечают" схем обхода санкций, но при условии, что нефтяные поставки будут дешевыми. Тем самым и России "не дадут разбогатеть", и азиатские страны не получат эксклюзивного конкурентного преимущества в виде дисконта на энергоресурсы.

И, разумеется, при таком подходе потолок должен быть достаточно высоким, чтобы все-таки сохранить привлекательность поставок для самой России. Это прямым текстом признала министр финансов США Джанет Йеллен. По ее словам, ценовой потолок в $60 за баррель нефти WTI (что примерно эквивалентно $68 за баррель сорта Brent) не лишит Москву стимула продолжать добычу.

Стоило ли городить столько санкций, чтобы потом самим же придумывать пути их обхода? Понятно, что такая схема – весьма хлипкая, требующая не столько выработки четких механизмов реализации, сколько негласных договоренностей между странами – участницами соглашения о потолке. Отсюда – и затяжки с ее принятием, и весьма сомнительная эффективность подобной меры.

Когда потолок протекает

Но нужна ли России такая сложная игра, которую, по сути, затеял Запад? Согласится ли Москва на поставки нефти с учетом потолка в обмен на негласное разрешение отправлять свое сырье по серым схемам в те страны, которые де-юре присоединились к антироссийскому эмбарго? Думается, наша страна в подобных ухищрениях просто не нуждается.

Во-первых, сами западные эксперты признают: даже если Россия откажется принимать условия этой игры, ее нефтяной экспорт сильно не обвалится. "Кремль сможет очень быстро обеспечить себе как минимум три четверти морских перевозок, необходимых для доставки нефти постоянным покупателям в обычном режиме, и до 90% в последующие недели. По данным Международного энергетического агентства, в конце января текущего года общий объем экспорта из страны был равен 7,8 млн барр/сут… Таким образом, если исходить из вышеизложенного сценария, даже после введения ценового потолка и вне зависимости от всех прочих факторов мировой рынок потеряет лишь от 0,78 млн до 1,95 млн барр/сут по сравнению с периодом до начала конфликта на Украине. А поскольку сама Россия, а также Китай, Индия и Иран располагают огромным танкерным флотом, нехватки судов у них не предвидится. Все эти страны без проблем обеспечат транспортировку грузов, их защиту и страховку. Такая же ситуация была в период, когда США наложили санкции на Иран", – писала еще в сентябре The New York Times.

Действительно, логично предположить, что страны Азии не захотят терять своих ценовых преференций и помогут России минимизировать последствия введения ценового потолка. Речь идет о развитии новых логистических схем, ориентированных на восточные рынки, и о страховании поставок в азиатских страховых компаниях.

"В идеале эта мера (введение потолка. – В. А.) должна способствовать непрерывному потоку российской нефти на рынки и удержать цены на более низком уровне, чем они могли бы быть в случае введения полного эмбарго. Она также должна помешать Москве извлечь выгоду из инфляции цен, спровоцированной ограничением поставок. Этот план хорош в теории, но на практике он несет в себе массу рисков. Так происходит, потому что политики не в состоянии понять механизмы работы энергетических рынков. В реальности обойти такой ценовой потолок достаточно легко. Спросите любого нефтетрейдера", – пишет Forbes. То есть России нет никакого резона соглашаться на сложные западные схемы формирования серого рынка, если его можно спокойно создать и без всякого участия Запада.

В итоге, вместо того чтобы выровнять ценовую ситуацию на нефтяных рынках Европы и Азии, потолок неизбежно приведет к дальнейшему разрушению глобального рынка углеводородного сырья. Причем надо понимать, что глобализация – это не только и не столько возможность беспрепятственно поставлять сырье из любой точки А в любую точку Б. Это прежде всего наличие единых финансовых, страховых, биржевых механизмов, обслуживающих товарные потоки. И если еще недавно все эти механизмы были сосредоточены в руках Запада, то теперь их активно развивают страны Востока. И введение потолка цен будет только этому способствовать.

 

 

 

 

 

 

Exit mobile version