Против течения

Роль AggregateEU в обеспечении цифровой трансформации энергетической системы ЕС – скорее негативная

Против течения
Фото: Friedemann Vogel / Getty Images

Согласно декларируемым целям Европейской комиссии (ЕК), Европа заинтересована в достижении устойчивого и благополучного цифрового будущего, в котором основное место должно уделяться человеку. Для этого 15 декабря 2022 года была подписана Европейская декларация по цифровым правам и принципам для цифрового десятилетия (далее – Декларация). Применительно к энергетической системе такая цифровая и устойчивая трансформация, по мнению ЕК, позволит решить проблему зависимости от российских энергоресурсов и климатического кризиса. В этой связи возникает вопрос: действительно ли такие принципы реализуются в процессе функционирования электронного сервиса объединения заказов и совместных закупок газа (AggregateEU)?

Энергетика и цифровизация – рука об руку

Европейская зеленая сделка и Цифровая стратегия ЕС рассматриваются в качестве основных приоритетов Европейской комиссии на 2019–2024 годы. По этой причине процессы декарбонизации, электрификации, интеграции отрасли и децентрализации энергосистемы ЕС во многом зависят от уровня ее цифровизации и даже определяются им. Наиболее полное использование потенциала цифровых технологий для обеспечения эффективной и справедливой трансформации энергетической системы ЕС должно быть на пользу всех и каждого в Европе (конечно, если при применении новых информационно-коммуникационных технологий сведены к минимуму риски при получении, обработке и обмене данными). Однако здесь не все так однозначно.

Европейская комиссия намерена сделать единый рынок ЕС соответствующим цифровому веку. Для этого на уровне ЕС закреплены цифровые права и принципы, принята Программа политики цифрового десятилетия (до 2030 года), запускаются различные проекты, призванные поддержать взаимосвязанный, взаимозаменяемый и безопасный единый цифровой рынок. Энергетическая платформа ЕС является неотъемлемым элементом такого рынка, призванного обеспечить свободный доступ к цифровым товарам и услугам, создать безопасную и эффективно функционирующую среду для цифровых сетей, увеличить потенциал развития европейской цифровой экономики. В этой связи важно понимать то место, которое отводится рассматриваемой нами платформе AggregateEU. Предоставляет ли она покупателям газа лучший доступ к соответствующим услугам, упраздняя многочисленные барьеры? Функционирует ли она на справедливой и прозрачной основе? Развивает ли цифровые права и навыки? Чтобы ответить на данные вопросы, следует определиться с тем, на каких началах осуществляется цифровизация энергетической системы и энергетического бизнеса в ЕС.

Поступились принципами

Исходя из положений Декларации, в качестве основных принципов цифровой трансформации ЕС можно выделить следующие:

  1. Человек, его фундаментальные права лежат в основе применения новых технологий любыми лицами и органами внутри ЕС.
  2. Основное назначение новых технологий – объединение, а не разделение людей.
  3. Использование технологий должно быть вызвано свободным и никем не ограниченным волеизъявлением соответствующего лица, чьи риски от такого применения должны быть нивелированы.
  4. Участие в цифровом общественном пространстве должно быть свободным и недискриминационным.
  5. Обеспечение защищенной, безопасной и эффективной цифровой среды.
  6. Необходимость такого использования цифровых продуктов и услуг, которое обеспечит устойчивое развитие экономики.

Исходя из анализа результатов первого международного тендера по совместным закупкам газа посредством AggregateEU, можно заявить, что указанные выше принципы либо не исполняются вообще (п. 2 и 3), либо исполняются, но формально (п. 1, 4–6).

Принимая во внимание отмеченную выше невозможность трансформации энергосистемы ЕС без цифровизации (которая меняет как общество, так и обслуживающую его энергетическую систему), можно выделить следующие основные принципы такой трансформации:

  • развитие цифровой, "зеленой" и устойчивой энергетической системы посредством реализации Европейской зеленой сделки и плана REPowerEU;
  • создание основы для обмена данными в целях поддержки инновационных услуг в сфере энергетики;
  • стимулирование инвестиций в цифровую электрическую инфраструктуру;
  • создание преимуществ для потребителей поставляемых энергоресурсов;
  • усиление киберзащиты и устойчивости энергетической системы;
  • обеспечение устойчивости энергопотребления в отрасли информационно-коммуникационных технологий;
  • внимательное планирование и реализация цифровизации на всех уровнях.

Здесь примечательно практически полное соответствие данным принципам на бумаге. Однако стратегия единого цифрового рынка не может быть реализована при наличии любых ограничений и запретов на доступ к цифровым товарам и услугам в ЕС. Если подобные запреты существуют, то оказание услуг не приводит к тем последствиям, которые стоило бы ожидать. Именно это мы и наблюдаем на примере рассматриваемой нами цифровой платформы AggregateEU, призванной подготовить стороны к закупкам, а не обеспечить исполнение соответствующих сделок. В этом ее отличие от иных платформ, к примеру Comet – облачной энергетической платформы, созданной по законам США для согласования и исполнения внебиржевых сделок на рынках природного газа, электроэнергии, биотоплива и иных связанных с ними рынках. Эта платформа управляется компанией TruMarx Data Partners Inc. со штаб-квартирой в Чикаго.

Движение против течения

Помимо этого, ЕС во многом связывает ускорение процессов цифровизации энергетической системы с необходимостью отказа от российских энергоресурсов. Считается, что такое ускорение призвано обеспечить достижение поставленных ЕС климатических целей к 2030 году и к 2050 году и способствовать созданию климатически нейтрального и ресурсосберегающего общества. Однако не учитывается тот факт, что максимальный объем выбросов имеет место не на первом, а на последнем из этапов производственно-сбытовых цепочек природного газа. А эти последние этапы реализуются как раз в государствах – членах ЕС и Энергетического сообщества, и поэтому именно от них зависит принятие мер по декарбонизации.

Таким образом, энергетическая платформа ЕС как элемент единого цифрового рынка Евросоюза пока не отвечает цели создания данного рынка. В процессе ее функционирования не обеспечивается свободный доступ европейских компаний к цифровым товарам и услугам, не создается эффективно действующая цифровая среда для решения конкретных проблем, связанных с поставками энергоресурсов. В результате потенциал европейской цифровой экономики не может быть развит и использован на благо граждан Евросоюза. Цифровые технологии в этом случае не позволяют обеспечить эффективную и справедливую трансформацию энергетической системы ЕС. Помимо этого, функционирование AggregateEU не соответствует принципам цифровой трансформации энергетической системы ЕС, заложенным в Декларации.

Об авторе

Мария Кауракова
Мария Кауракова
доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт Российского газового общества
Все статьи автора

Аналитика на тему