По дороге с нефтехимией

Насколько эффективны государственные меры по стимулированию производства нефтехимической продукции?

По дороге с нефтехимией
Фото: www.shutterstock.com

Санкционная война, развязанная коллективным Западом против России, затронула в том числе и сектор нефтехимии. По оценкам экспертов Высшей школы экономики, за первые 10 месяцев 2022 года импорт из Европы различных видов пластиков сократился от 19 до 77% в зависимости от номенклатуры. В связи с этим необходимо увеличивать собственное производство, причем потребности в дополнительных объемах нефтехимической продукции колеблются в очень широких пределах – от 0,2% до 170%.

Компании отрасли сегодня активно занимаются импортозамещением, но без поддержки государства им не обойтись. Поэтому вполне логичными шагами со стороны властей стали утверждение дорожной карты развития нефтегазохимического комплекса и создание под эгидой "Ростеха" нового холдинга для импортозамещения в сфере нефтехимии.

Главная цель – импортозамещение

Представляя новую дорожную карту, глава российского правительства Михаил Мишустин отметил: "Существенная часть территории нашей страны располагается в полярных широтах, где находятся крупные природные запасы сырья, включая нефть и газ. Президент особо подчеркивал важность создания современных производств по их переработке. Для этого по поручению главы государства мы расширяем поддержку развития нефтегазохимических кластеров в Арктической зоне, в непосредственной близости от ресурсной базы. Такое решение обеспечит мультипликативный эффект для целого ряда смежных отраслей. Это будет способствовать также долговременному экономическому росту".

В свою очередь, вице-премьер правительства Александр Новак отметил, что на сегодняшний день значительная часть нефтехимической продукции все еще поставляется из-за рубежа. "Важнейшей задачей является обеспечить импортозамещение этих поставок. Для этого необходимо развивать производство крупно-, средне- и мелкотоннажной нефтехимической продукции, обеспечить технологический суверенитет в этом сегменте промышленности", – подчеркнул Новак.

Вице-премьер также напомнил, что в последние годы уже были предприняты значительные шаги по поддержке нефтегазохимии. Так, в период с 2021 по 2022 год Минэнерго заключило пять инвестиционных соглашений о создании новых нефтехимических мощностей с крупнейшими предприятиями: "Казаньоргсинтез", "Нижнекамскнефтехим", "Запсибнефтехим", "Уфаоргсинтез" и Каспийская инновационная компания. Кроме того, в Налоговый кодекс были внесены поправки, согласно которым введен обратный акциз на этан и сжиженные углеводородные газы (СУГ). По словам Новака, именно благодаря данной мере реализуются крупные проекты по строительству нефтегазохимических комбинатов в Усть-Луге, Благовещенске Амурской области и Усть-Куте Иркутской области с общим объемом инвестиций более 3 трлн рублей. В итоге только за три года производство крупнотоннажных полимеров в стране выросло на 25%, до 7,5 млн т, что позволило уйти от импортной зависимости по данной категории продукции.

Какие же новшества содержатся в актуализированной дорожной карте? Во-первых, это дополнительные мероприятия по развитию транспортно-логистической инфраструктуры и локализации производства оборудования, необходимого для отрасли. Во-вторых, речь идет о стимулировании создания нефтегазохимических кластеров, в том числе в Арктической зоне и на Дальнем Востоке. Кластерная идея была заложена еще в ряде предыдущих стратегических документов (о которых ниже еще пойдет речь), но надо признать, что сам по себе кластерный подход в России развивается ни шатко ни валко. Да, за последнее десятилетие был создан ряд новых крупных промышленных объектов, прежде всего в Тюменской и Амурской областях, но назвать их полноценными кластерами пока язык не поворачивается. Ибо кластеры – это не просто большие объемы производства, а выстроенные технологические цепочки – от получения крупнотоннажных полимеров до выпуска потребительских товаров на их основе. Пока что реализации такой стратегии на практике мы не видим.

В-третьих, в рамках дорожной карты планируется разработка комплексной программы освоения ресурсного потенциала полуострова Ямал. То есть акцент сделан на конкретный регион, что отвечает уже упоминавшейся стратегии приближения перерабатывающих производств к центрам добычи.

Кроме того, дорожная карта предусматривает проведение эксперимента по маркировке товарных масел и смазок, а также мероприятия по подготовке квалифицированных специалистов для нефтегазохимической отрасли. Главным ориентиром дорожной карты является увеличение производства крупнотоннажных полимеров на 34% к 2025 году.

Карта впереди стратегии

В факте принятия новой дорожной карты важен один принципиальный момент – данный документ был подписан еще до утверждения новой редакции Энергетической стратегии РФ на период до 2050 года, которое, по словам руководства Минэнерго, ожидается летом нынешнего года. Сама по себе дорожная карта – это документ более низкого уровня, чем стратегия, и, теоретически, она должна исходить из положений ЭС и описывать практические пути достижения намеченных там ориентиров. Теперь же в силу обстоятельств коня и телегу поменяли местами и, судя по всему, положения ЭС-2050 будут "подгоняться" под тезисы дорожной карты (хотя можно предположить, что раздел ЭС по нефтехимии уже готов, и дорожная карта лишь заранее приподнимает завесу тайны над его положениями).

А расхождения с ориентирами действующей ЭС-2023 уже налицо. Так, в первую очередь обращает на себя внимание планируемое значительное ускорение развития отрасли. Если в ЭС-2030 намечалось увеличить долю сырья (сжиженные углеводородные газы, этан, нафта), направляемого на нужды нефтехимии, с 23,1% в 2018 году до 35% в 2035 году, то в дорожной карте динамика гораздо амбициознее – с 26,7% в 2022 году до 35,2% уже к 2025 году. То есть фактически сроки достижения прежнего ориентира сокращены на 10 лет! Причем выход на данный показатель произойдет именно за счет значительного увеличения физических объемов поставок, а не благодаря общему сокращению добычи углеводородов в России. Об этом свидетельствуют заложенные в дорожной карте планируемые показатели роста производства – с 6,9 млн т в 2022 году до 9,9 млн т в 2025-м.

Важное преимущество новой дорожной карты заключается в том, что это, как говорил профессор Преображенский, "окончательная бумажка". Чтобы понять, насколько это важно, достаточно вспомнить первую половину 2010-х годов, когда на волне роста интереса компаний и государства к нефтехимии появился целый букет различных стратегий и программ, зачастую слабо проработанных. Это, в частности, План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, утвержденный в 2012 году, и Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, принятая в 2014-м и обновленная уже в 2016 году. В разговорах с отраслевыми экспертами приходилось слышать мнение о том, что эти документы зачастую разрабатывались без серьезного анализа ситуации и, по сути, представляли собой компиляцию планов компаний отрасли. Это приводило к тому, что в единый документ включались (и суммировались по объемам) взаимоисключающие проекты, то есть претендующие на одну и ту же сырьевую базу и на одинаковые рынки сбыта.

Нынешняя дорожная карта, будем надеяться, лишена подобных недостатков и опирается именно на государственный взгляд, а не на "хотелки" отдельных компаний.

Большой холдинг для малой химии

Вторая новость, касающаяся нефтехимии, заключается в том, что "Ростех" создаст холдинг, объединяющий не менее 15 предприятий. Ожидается, что новая структура будет выпускать продукцию для нужд авиапрома, здравоохранения, горнодобывающей и нефтегазовой отраслей. По сути, речь идет о так называемой малой и средней нефтехимии, которая, в отличие от крупнотоннажной, мало интересна корпорациям-гигантам.

В целом производство продукции малой и средней химии в России развито достаточно слабо. На данный сектор приходится около 15% объема выпуска отечественной химической промышленности, тогда как в развитых странах данный показатель приближается к 40%. Как следствие, Россия активно импортирует малую химию. К началу текущего десятилетия доля импорта в потреблении продукции малой и средней химии в РФ составляла 38% в натуральном выражении и 52% в денежном. А по многим товарам зависимость от иностранной продукции колеблется в диапазоне от 60% до 100%. Поэтому в начале 2021 года президент Владимир Путин дал поручение увеличить показатели производства малотоннажной и среднетоннажной химии на 30% к 2025 году и на 70% к 2030 году.

В качестве примеров высокой зависимости от импорта можно привести такие виды продукции, как инновационные лакокрасочные покрытия, пластики и каучуки специального назначения и многое другое. Мы зримо могли наблюдать данную проблему в прошлом году, когда в России возник дефицит белой канцелярской бумаги. Дело в том, что в нашей стране не выпускалось отбеливателей для бумажного производства. Нет также сложных компонентов для бытовой химии, некоторых катализаторов для нефтепереработки (хотя данная проблема достаточно быстро и успешно решается),  различных консервантов для пищевой промышленности, кормовых добавок и даже ряда компонентов для изготовления лекарственных средств. То есть список более чем обширный.

Безусловно, создание холдинга поможет решить наиболее острые проблемы в области импортозамещения, возникшие после ухода из нашей страны западных игроков. Но насколько такой подход продуктивен в долгосрочном плане? Думается, что попытки формирования "больших компаний в малой химии" – все же не лучший вариант. Наличие крупных холдингов более уместно в сфере крупнотоннажного производства, свидетельством чему служит объединение двух супергигантов отрасли – "Сибура" и "Таифа". Объединенная структура способна покрывать спрос на массовые виды продукции, и ассортимент выпускаемых ею товаров хотя и достаточно широк, но все же ограничен по сравнению с традиционной номенклатурой малой и средней химии, насчитывающей тысячи и тысячи наименований. Поэтому попытки загнать малую химию в единый холдинг неизбежно будут приводить к ослаблению конкурентного рынка и не к покрытию потребительского спроса, а, наоборот, к дефициту. Полное насыщение рынка – это задача десятков и сотен компаний среднего и малого бизнеса, которые также нуждаются в государственной поддержке.

Об авторе

Валерий Андрианов
Валерий Андрианов
Доцент финансового университета при Правительстве РФ
Все статьи автора

Аналитика на тему