"Московская Биржа" в понедельник дала старт торгам углеродными единицами в России: в рамках первого аукциона продано 20 таких единиц, полученных в результате реализации пилотного проекта ООО "ДальЭнергоИнвест" на Сахалине. Проект стал первым подобным в России, хотя и раньше отечественные компании имели опыт получения углеродных единиц (к примеру, в рамках выполнения норм Киотского протокола). Но они ими не торговали. А значит, вопрос стоял о выработке целой системы, которой в России не было, – создании инфраструктуры для оборота углеродных единиц и торговли ими.
От нуля до биржи
Конечно, потребовалась скоординированная работа различных ведомств, в том числе и региональных. Так как первый пилотный проект осуществлялся на территории Сахалинской области, нельзя не отметить важную роль правительства и министерства экологии и устойчивого развития региона, которые всецело помогают проекту.
РЭА Минэнерго тоже поучаствовало в реализации первого пилотного проекта, оказывая организационную поддержку на всех этапах подготовки.
В итоге впервые в России была отстроена собственная система обращения с углеродными единицами, которая включает цепочку мер и инфраструктурных преобразований: поиск и инициацию климатического проекта, разработку его документации, валидацию проектной заявки, регистрацию проекта в реестре, подготовку отчетности, ее верификацию, выпуск углеродных единиц и, наконец, их продажу на бирже.
Впервые разработана и внедрена российская нормативная база, созданы и начали работу институты для обращения с углеродными единицами (найдены независимые валидаторы и верификаторы, реестр находится в ведении АО "Контур", торговая площадка предоставлена Московской биржей).
Одним словом, работа началась фактически с нуля, но за год нам удалось пройти все этапы апробации. Конечно, не без проблем, но в итоге мы вышли на финальную стадию, и вот результат – первые углеродные единицы, без которых вести речь о будущей углеродной нейтральности, думаю, не приходится.
Зеленый остров для "зеленых" проектов
Собственно, цель добиться углеродной нейтральности России поставлена президентом страны на 2060 год. А у Сахалина – еще более амбициозная задача: стать углеродно-нейтральным к 2025 году, и для этого нужно сокращать выбросы (с помощью внедрения специальных систем улавливания, утилизации и хранения СО2), реализовывать лесовосстановительные работы или вводить ВИЭ-генерацию для уменьшения потребления традиционных видов топлива (например, дизеля). Как раз этой цели и служит первый сахалинский проект.
Оператором этого климатического проекта, принесшего первые углеродные единицы в рамках вступившего в силу с 1 сентября 2022 года нового национального законодательства в части их оборота, стала компания "ДальЭнергоИнвест". Она смогла обеспечить их выпуск за счет сокращения выбросов парниковых газов в результате внедрения объекта солнечной генерации на острове Итуруп. Благодаря выработке низкоуглеродной энергии компания уменьшила объемы используемого в ее деятельности углеводородного топлива, а значит получила углеродные единицы на соответствующее количество тонн сокращенного СО2 (из расчета 1 единица за 1 тонну).
Пока их немного, всего 96, часть из них как раз и продана в ходе аукциона, но это только начало пути. В ходе аукциона продано 20 углеродных единиц, конечная цена за каждую составила 1 тыс. рублей.
В рамках первого проекта "ДальЭнергоИнвест" планирует до конца 2031 года выпустить в общей сложности 1832 углеродных единицы. А постановлением правительства России величина платы за превышение установленной квоты для этого эксперимента установлена в размере 1 тыс. рублей за тонну СО2-экв. (правда, на федеральном уровне размер штрафа до сих пор не определен).
Пока предполагается, что Сахалин станет первым регионом, самостоятельно достигшим углеродной нейтральности до конца 2025 года.
В целом в мире 80% климатических проектов реализуются либо в лесной отрасли, либо в энергетике. По факту большинство регистрируемых в международных реестрах климатических проектов не являются новыми: они были реализованы в прошлом, а сегодня просто используются углеродные единицы для компенсации прошлых затрат.
Кейс же Сахалина уникален тем, что это – именно новый климатический проект. А это совершенно другое качество. Его климатический результат в виде замещения выбросов СО2 наблюдается сегодня, мы будем видеть его и на протяжении предстоящих 10 лет.
Проект разработан АНО "Международный центр устойчивого энергетического развития" под эгидой ЮНЕСКО. В основу положена международная методология "Использование возобновляемых источников энергии на присоединенных объектах и в мини-сетях", применяющаяся для подготовки проектов Механизма чистого развития Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Так обеспечивается соответствие проекта их методологическим требованиям. При этом проектная документация, как и отчет о первой фазе осуществления проекта, выполнена в полном соответствии с отечественным законодательством (Федеральные законы 296-ФЗ и 34-ФЗ и принятые в целях их исполнения подзаконные акты) и требованиями российских и международных стандартов ГОСТ ИСО 14064-2021. Проект реализован на собственные средства "ДальЭнергоИнвеста".
Игра по-крупному
В дальнейшем практически весь крупный бизнес в таких сферах, как добыча и переработка нефти и газа, сельское хозяйство, цементная промышленность, строительство, автомобильные и железнодорожные перевозки, авиация, металлургия, будет затронут вводимыми нормами по выбросам СО2. Предполагается, что их уровень будет ограничен объемом в 150 тыс. тонн в год.
Если говорить о добыче углеводородов, то сейчас 23 российских компании имеют выбросы, превышающие этот норматив при добыче нефти и сжигании ПНГ. Причем некоторые из них имеют превышение этой нормы в десятки и даже сотни раз. В нефтепереработке таких компаний – 13, а в секторе нефтехимии – четыре. К числу крупных эмитентов также относятся более 70 компаний угольной промышленности и 23 из сферы электрогенерации.
Фактически как в добыче, так и в переработке картина очевидна: все более-менее крупные игроки не просто достигают норматива в 150 тыс. тонн выбросов в год, но и значительно его превышают, многие – на порядок. Да, спрос рождает предложение: со стороны потребителей, особенно иностранных, уже есть большой запрос на "чистую" продукцию, но и более жесткое "стимулирование" не будет лишним для изменения существующего порядка вещей. Зачастую эмитентов парниковых газов нужно к этому подталкивать, и именно на это направлен соответствующий закон. Более того, любая ограничительная мера нуждается как в законодательной, так и в инструментарной поддержке.
В целом мы говорим о весьма перспективном глобальном рынке добровольного сокращения выбросов за счет выпуска углеродных единиц, который может оцениваться примерно в $20-30 млрд к 2030 году. Сейчас он составляет около $1 млрд в год. Точные расчеты по России в этом плане пока привести сложно. Компании так или иначе будут стремиться к выполнению своих углеродно-нейтральных планов.
Что мы будем иметь в итоге? Финансовые институты будут работать с новым товаром – углеродными единицами, актуальными для "зеленой" повестки и глобального энергоперехода. Появится возможность гармонизации углеродных бирж Азии (Китая, Японии и Сингапура), которые также ведут подобные торги.
Компании будут регистрироваться в реестре и развивать аналогичные проекты, но теперь у них уже проторена дорога, и им понятно, как эта схема работает. Торги показали интерес к данной теме со стороны бизнеса и финансовых структур.
Не надо забывать и о международной репутации страны в целом и компаний в частности в этой сфере. Можно констатировать, что такие сделки будут ее повышать, подтверждая приверженность России глобальной экологической повестке. Без системы торговли углеродными единицами вообще невозможно решить в мировом масштабе проблему декарбонизации выбросов сфер охвата 1 и 2 (это прямые выбросы предприятия и косвенные, связанные с производством электроэнергии, тепла или пара, закупаемых отчитывающимся субъектом).
Правда, остаются и нерешенные вопросы. К примеру, сколько должен и может существовать климатический проект, и на всю ли жизнь этого инвестиционно-климатического проекта мы выпускаем углеродные единицы или нет? Пока мы ориентируемся на тот же Механизм чистого развития. Срок действия углеродных единиц тоже пока четко не регламентирован.
Отдельный блок – это вопросы возобновляемых источников энергии. Обычно такие проекты запускаются не на год или два, даже не на 10 лет – зачастую срок их реализации с учетом модернизации оборудования и поддерживающих ремонтов намного больше.
О перспективности данного рынка говорит такая деталь: за последние шесть лет объем выпущенных углеродных кредитов уже вырос в мире в 10 раз. При этом средневзвешенная цена углеродной единицы только с 2020 по 2021 годы увеличилась на 60%, с $2,5 до $4 за тонну. За последние 10 лет благодаря добровольным рынкам углеродных единиц было сокращено и удалено в общей сложности 836 млн тонн СО2. При этом более 90% рынка занимают проекты в области лесного хозяйства (46%), ВИЭ (43%) и в сфере энергоэффективности и перехода на другие виды топлива (2%).
Валидация и верификация выбросов – это новая реальность, в которой придется жить и работать практически всем отраслям экономики. Мы стремимся к "зеленой" экономике, а она недостижима без контроля выбросов.
По оценке Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата, в 2050 году глобальные выбросы парниковых газов должны быть на 40-70% ниже по сравнению с уровнем 2010 года. Если мир не достигнет этой цели, средняя температура повысится более чем на 2 0С по сравнению с доиндустриальной эпохой (1850 год), и изменение климата приведет к драматическим природным последствиям. Общая цена декарбонизации мировой промышленности и создания инфраструктуры в рамках "зеленой" перезагрузки может оцениваться в $580−600 трлн.