ИнфоТЭК начинает публикацию ежемесячных обзоров по стоянию оптового и розничного рынков нефтепродуктов России. О том, какие основные факторы воздействовали на рынок в апреле, какова динамика топливных цен по федеральным округам РФ и как влияет на размер розничных цен сокращение выплат по демпферу, читайте в нашем первом обзоре.
Апрель является переходным месяцем между сезонами потребления топлива. На автозаправочных станциях начинается продажа летнего дизельного топлива, северные реки постепенно освобождаются ото льда, и активизируется подготовка к северному завозу. Поведение участников биржевых торгов тоже начинает изменяться – все готовятся к высокому сезону потребления, то есть к лету. С учетом большого количества выходных (некоторые устраивают для себя очень длинные выходные с конца апреля до середины мая) спрос на оптовом рынке вырастает, что автоматически влечет за собой увеличение оптовых биржевых цен.
С 2018 года действует так называемый протокол Козака, согласно которому цены в рознице, вне зависимости от мировых или оптовых российских цен, в течение года растут на величину, не превышающую размер инфляции. Соответственно, любые изменения оптовых цен не касаются конечных потребителей, но остаются фактором влияния на рентабельность функционирования нефтебаз и автозаправочных станций.
Цена нефти в апреле 2023 года в среднем была выше $80 за баррель, и лишь к концу месяца под влиянием проблем в экономиках США и Китая начала снижаться ниже данного уровня (см. рис. 1).
Рис. 1.
Стоимость нефти, выраженная в рублях, в связи с изменениями курса российской валюты показала несколько иную динамику. До середины месяца наблюдалась тенденция к росту цены, однако после увеличения спроса на рубль она вернулась на уровни начала месяца.
Рис. 2.
Стоимость топлива на европейских рынках примерно повторяла динамику нефтяных цен. К середине месяца она выросла на 15%, однако к концу месяца, после снижения нефтяных котировок, розничные цены вернулись на уровни начала месяца. Выраженная в рублях цена за литр АИ-95 на европейских рынках доходила до 165 рублей за литр, на дизельное топливо – до 153 рублей за литр (см. рис. 3).
Рис. 3.
В отличие от европейских рынков стоимость топлива на автозаправочных станциях в России показывает более стабильную динамику. В течение всего апреля не наблюдалось сколь-нибудь значительного повышения цен на нефтепродукты (см. рис. 4).
Рис. 4.
Сравнение динамики среднеевропейских и среднероссийских цен – далеко не в пользу недружественных нам стран. Стабильность топливной розницы – ключевой фактор поддержки российской экономики в течение последних пяти лет. На рис. 5 можно наблюдать, что стоимость топлива в европейских государствах выше, чем в РФ, почти на 100 рублей за литр.
Рис. 5.
Однако единый подход к формированию цены не означает одинаковой стоимости топлива на всей территории России. В зависимости от насыщенности нефтеперерабатывающими заводами, расстояния от НПЗ до потребителей, доступности железнодорожной инфраструктуры в разных регионах стоимость топлива может значительно меняться. Сравнение по основным бензинам (АИ-95 и АИ-92), а также дизельному топливу по федеральным округам России дает картину, представленную на рис. 6–8.
Рис. 6.
Рис. 7.
Рис. 8.
Стоимость бензина АИ-95 в Южном и Дальневосточном федеральных округах значительно выше, чем в остальных регионах нашей страны. Если стоимость горючего в ДФО всегда обусловлена высокой стоимостью доставки, то в ЮФО, скорее всего, из-за наличия большого количества транспортных средств на альтернативном топливе (СУГ, метан) бензин АИ-95 остается более премиальным и менее востребованным.
По бензину АИ-92 картина несколько иная. С одной стороны, в последние годы в связи с обновлением автомобильного парка происходит рост потребления АИ-95, и доля АИ-92 снижается. Также на рынке появились премиальные марки бензинов АИ-98 и АИ-100, которые также забирают долю у АИ-92, однако почти половина потребляемого автобензина в стране приходится по-прежнему на 92-й. Поэтому самый "народный" бензин стоит почти везде одинаково, за исключением ДФО, где в его стоимость включаются высокие транспортные расходы.
Дизель является основным топливом для коммерческих перевозок. И его стоимость растет по мере продвижения на восток – в силу транспортных издержек и по климатическим причинам (зимнее дизельное топливо в восточных регионах страны используется дольше, поскольку для Сибири и Дальнего Востока характерны низкие температуры в весенний и осенний период).
В России достаточно давно применяется механизм демпфера для сдерживания розничных цен, и он показал свою эффективность. Несмотря на значительное снижение выплат в адрес нефтяных компаний по сравнению с прошлым годом (см. рис. 9), ни биржевые оптовые, ни розничные цены не показывают повышательной динамики, что свидетельствует не только о работе данного механизма, но и о сознательности производителей нефтепродуктов.
Рис. 9.
В целом апрель 2023 года можно охарактеризовать как стабильный месяц, не показавший роста нагрузки на экономику России с точки зрения повышения издержек на топливо. Высока вероятность того, что в мае за счет роста закупок топлива на бирже и увеличения потребления горючего из-за начинающегося летнего сезона оптовые биржевые цены пойдут вверх. Однако на розничных ценах это не скажется, и высока вероятность того, что стоимость топлива на АЗС, как и в прошлом году, практически не изменится. Фактически, с учетом значений инфляции, для потребителей это означает снижение цен на топливо.