Ну кто так строит?

Авария на газопроводе Balticconnector стала возможна в результате нарушения проектных решений

Ну кто так строит?
Фото: www.gaas.ee

Авария, происшедшая на газопроводе Balticconnector, стала очередной в серии разрушений инфраструктуры магистрального транспорта газа на Балтийском море. Но газопроводы "Северный поток – 1" и "Северный поток – 2", идущие из России, были повреждены в результате террористических актов, и для их вывода из эксплуатации потребовались взрывы, которые были зафиксированы сейсмическими станциями. А вот авария на газопроводе Balticconnector произошла, как предполагается, в результате столкновения якоря судна с газопроводом.

В поисках "русского следа"

Авария на газопроводе была сразу переведена в политическую плоскость, в ней тут же попытались найти "русский след". Сначала появились обвинения в саботаже и "мести Москвы" за взрывы на "Северных потоках". Потом в качестве "виновного" был назначен атомный контейнеровоз "Северный морской путь". Однако впоследствии основной версией инцидента стало столкновение якоря китайского судна с газопроводом.

Однако все версии причин аварии, выдвигаемые западными источниками, носят яркий политический окрас и направлены против национальных интересов России. Даже за обвинением в адрес китайского контейнеровоза NewNew Polar Bear стоят попытки сорвать развитие Северного пути и не допустить превращения его в важнейший международный транспортный коридор. Дело в том, что владелец контейнеровоза – компания Hainan Yangpu Newnew Shipping Co – еще в сентябре 2023 года заявила о своем намерении поставить в 2024 году 8–10 судов для регулярных перевозок контейнеров по СМП между Китаем и Европой.

Важной задачей при разборе аварий подобного рода является не поиск "виновного" и не получение политических выгод, а определение истинных обстоятельств, приведших к ЧП. Поэтому необходимо основательно разобраться в фундаментальных причинах разрушения газопровода и переосмыслить риски строительства подводных магистралей.

Чья ошибка?

Достаточно странно, что настолько серьезный объект, как магистральный газопровод, был с легкостью разрушен якорем судна. Балтийское море является важной мировой и региональной транспортной артерией с интенсивным круглогодичным судоходством. По умолчанию сценарий столкновения якоря судна с газопроводом должен был быть учтен при оценке рисков. И действительно, анализ воздействия на окружающую среду, выполненный в 2015 году, содержал описание данного риска. Поэтому было констатировано, что для предотвращения подобного ЧП газопровод должен был быть углублен в грунт и/или засыпан камнями (высота насыпи должна была составить от 1 до 2 метров в зависимости от места прокладки, см. табл. 1).

Таблица 1

Определено, что разрушение газопровода произошло в коридоре 40–45 км. Особую озабоченность вызывает тот факт, что именно в этом районе проходят и нитки "Северных потоков", которые также могут быть повреждены. Следует отметить, что точное место разрушения не указывается. Для анализа были доступны только фотографии, находящиеся в открытом доступе. Однако их изучение показывает отсутствие мер защиты газопровода, которые были предусмотрены при оценке рисков проекта.

На опубликованных фотографиях видно, что финскими властями представлен обломок якоря, который имеет сильную коррозию не только на поверхности, но и на месте слома. Если предположить, что якорь зацепился за трубу и стал причиной повреждения газопровода, то при его обломе или отрыве он должен был остаться в трубе. Но таких доказательств нет. Если бы был обрыв, то на месте остались бы и части якорной цепи.

Поэтому не исключено, что финские водолазы подняли якорь, достаточно давно потерянный другим судном.

Немногочисленные фотографии разрушенного газопровода свидетельствуют о нескольких обстоятельствах. Во-первых, труба находится в подвешенном состоянии. Во-вторых, отсутствуют следы укладки газопровода в траншею. В-третьих, не видно каменной насыпи, которая предполагалась при планировании строительства и должна была защитить газопровод.

В качестве возможных объяснений подобных фактов и столь легкого разрушения газопровода можно привести следующие:

  • ошибка проектирования – неучет особенностей места прокладки, что привело к размыву трассы газопровода и его провисанию. В результате появившихся напряжений даже незначительное воздействие привело к разрушению;
  • использование некачественных труб для сооружения газопровода и/или их недостаточная изоляция, дефекты сварочных соединений, которые привели к прорыву трубы давлением газа;
  • нарушение проектных решений по прокладке газопровода – недостаточное углубление проложенных труб, отсутствие каменной засыпки;
  • низкая квалификация проектировщиков и строителей газопровода;
  • нецелевое использование инвестиционного бюджета при проектировании и сооружении объекта;
  • отсутствие мониторинга состояния магистрали со стороны ее владельца.

В целях долгосрочного обеспечения надежности функционирования магистральной инфраструктуры в Европе необходимо провести независимое расследование обстоятельств и фундаментальных причин аварии и выработать рекомендации по предотвращению подобных инцидентов.

В России соответствующее расследование уже проводится. Его инициатором стал научно-образовательный центр мирового уровня (НОЦ) "Север: территория устойчивого развития" с участием Экономической лаборатории АлександрА КлиментьевА и телеграм-канал "Молекулы Добра". Его цель – на объективной основе выявить причины аварии, а также дать дополнительную информацию проектировщикам, строителям и операторам подводных газопроводов с целью создания надежной и безопасной инфраструктуры транспортировки природного газа во всех регионах мира. На данный момент исследование близится к завершению, краткие характеристики рассмотренных версий представлены в табл. 2.

Таблица 2

Кто заплатит за ущерб?

Важной проблемой, которая ни разу не была поднята при обсуждении аварии на газопроводе Balticconnector, являются последствия для глобального климата и экологии Финского залива и Балтийского моря. Проведенная оценка показывает, что был осуществлен выброс до 7 млн кг парниковых газов (в пересчете на углекислый газ), что эквивалентно месячной эмиссии такой страны, как Латвия. Выбросы парниковых газов при аварии ускоряют глобальное потепление, последствия которого в наибольшей степени затрагивают регионы Арктической зоны РФ, ставят под угрозу устойчивость объектов жизнеобеспечения населения.

Поэтому в случае определения конкретных причин разрушения газопровода России необходимо поставить вопрос о компенсации экологического ущерба, нанесенного экосистеме Балтийского моря. Выбросы метана и углеводородов однозначно привели к загрязнению акватории и обернутся убытками для российских рыбодобывающих предприятий, окажут негативное влияние на здоровье местных жителей.

Оценка экологического ущерба в результате аварии на Balticconnector является задачей мирового уровня. Ее решение позволит отстоять репутацию российской газовой промышленности, защитить национальные интересы страны и обеспечить беспрепятственное и безопасное судоходство в Балтийском море.

Об авторе

Александр Климентьев
Александр Климентьев
руководитель инвестиционно-аналитического отдела Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, руководитель экспертной группы Российского газового общества «СПГ и газохимия», первый вице-президент научно-экспертного совета Национальной ассоциации СПГ
Все статьи автора

Аналитика на тему