Прогнозы цен на нефть, которые дают аналитики, резко разошлись. Так, инвестиционный банк Goldman Sachs (впрочем, известный своей бычьей позицией по ценам на товарных рынках и даже в свое время обосновывавший суперцикл по сырью) видит цены на нефть Brent на уровне $93 за баррель на декабрь 2024 года. А вот аналитики Citigroup, напротив, пессимистичны и ожидают $73 за баррель по Brent уже во втором квартале следующего года.
Новый больной человек Европы
Совсем недавно Всемирный банк допускал рост котировок "черного золота" выше $150 за баррель в случае эскалации военного конфликта на Ближнем Востоке, но в реальности военная премия в ценах сократилась и стоимость Brent опустилась в район $80. Действительно, конфликт пока носит в основном региональный, а не глобальный характер, и угрозы блокировки важных танкерных маршрутов через, например, Суэцкий канал или Ормузский пролив невелики.
Негативно на цены на нефть влияет и неустойчивое состояние мировой экономики. Глобальной рецессии, а тем более мирового финансового кризиса в этом году не произошло, тем не менее макрориски остаются выше средне-исторических. Ситуация в Европе, крупном мировом потребителе и импортере нефти и нефтепродуктов, остается достаточно тревожной, в том числе в локомотиве Европейского Союза – Германии. Там резко увеличилась стоимость газа и других энергоресурсов, что стало драйвером деиндустриализации.
Также сократился экспорт продукции немецкого машиностроения в Китай, прежде всего, автопрома. В Поднебесной научились производить собственные автомобили, станки и оборудование, а по изготовлению электромобилей Китай сейчас занимает лидирующие показатели в мире. Также ФРГ потеряла довольно значимый для себя российский рынок сбыта. Естественно, на экономическую ситуацию в ФРГ влияет также отсутствие "демографического дивиденда", то есть старение населения и нехватка квалифицированной рабочей силы. Многие эксперты говорят о том, что Германия может стать новым больным человеком Европы. Ну, а если такое происходит в локомотиве ЕС, то что можно говорить об остальной Европе?! Высокие процентные ставки бьют по экономике всего региона. Так, на днях стало известно, что подала на банкротство одна из ведущих австрийских компаний в сфере недвижимости – Signa.
Впрочем, не все однозначно плохо. К примеру, появились признаки замедления инфляции как в Европе, так и в США. Это значит, что мы близки к завершению цикла повышения ставок в западных странах. Об этом косвенно свидетельствует и ралли в американских казначейских облигациях. Но пока ситуация и в США, и особенно в Европе сложная. Недаром многие вспоминают, что американская экономика в 2008 году не выдержала учетной ставки ФРС выше 5% и разразился мировой финансовый кризис.
Останутся ли КНР и Индия драйверами роста?
Принято считать, что движителями цен на нефть выступают в последние время не развитые, а развивающиеся страны – крупные мировые импортеры нефти, прежде всего Китай и Индия. Так, КНР закупает порядка 10 млн баррелей в день, а Индия – около 5 млн баррелей жидких углеводородов в день. В этом году рост китайской экономики превысит 5%, но в стране маячат серьезные проблемы, которые обусловлены закредитованностью рынка недвижимости (примерно 20% ВВП, больше чем в других регионах мира).
Спад в строительстве, скорее всего, лишит китайскую экономику двух-трех процентов ежегодного роста в ближайшие годы. Остается надеяться, что ее вытянут автоматизация и повышение производительности труда, что критично важно обеспечить на фоне удорожания стоимости рабочей силы, снижающей конкурентные преимущества КНР на мировых экспортных рынках. Хотя темпы роста индийской экономики могут составить 6-7% в среднесрочной перспективе, качество этого роста остается под вопросом, так как в стране недостаточно квалифицированного персонала.Итак, ситуация в мировой экономике в целом не слишком вдохновляющая, что стало одной из причин снижения цен на нефть до $80 за баррель. Но есть и признаки надежды, связанные с вероятным снижением процентных ставок в следующем году.
Что год грядущий нам готовит?
Оценки роста спроса на нефть в следующем году в целом позитивны. Так, ОПЕК в недавнем докладе прогнозирует увеличение совокупного мирового спроса в следующем году на 2,25 млн баррелей в сутки.
Есть еще один сюжет, кроме спроса, влияющий на цены – это увеличение предложения углеводородов странами, не входящими в ОПЕК+. По итогам 2023 года рост добычи в этих государствах, как говорится в недавнем отчете ОПЕК, составил 1,8 млн баррелей в сутки. В частности, речь идет о таких странах как США, Канада, Гайана, Норвегия, Бразилия, Казахстан. В 2024 году рост добычи в странах, на входящих в ОПЕК+, может составить 1,4 млн баррелей в сутки.
В этих условиях объявленное 30 ноября дополнительное сокращение добычи ОПЕК+ примерно на 900 тыс. баррелей в сутки в следующем году – вынужденный шаг картеля, ОПЕК+ пытается защитить цены от дальнейшего падения и не допустить роста бюджетных дефицитов. Решение ОПЕК+, скорее всего, далось ему трудно, ведь картель теряет долю рынка в пользу стран, не входящих в него, а том числе США. Кроме того, оно бьет по операционным показателям нефтедобывающих компаний.
Отметим, что для простых россиян цены на нефть важны через призму бюджета, от наполнения которого зависит возможность финансирования, в том числе, социальных программ. Возможно, биржевики ждали от ОПЕК+ более решительных действий, но у картеля остаются возможности для маневра в случае ухудшения ситуации на нефтяном рынке. Пока же обновленные прогнозы указывают на дефицит нефти в 300 тыс. баррелей в сутки в первом квартале 2024 года, это говорит о потенциальной стабильности цен и даже их росте с текущих уровней.
Пока российские нефтяные компании чувствуют себя уверенно. Так, недавно обнародованные операционные и финансовые показатели "Роснефти" за три квартала 2023 года оказались лучше прогнозов. В частности, операционный денежный поток компании остается положительным уже на протяжении многих кварталов, она увеличила программу капитальных вложений, реализуя в том числе флагманский проект "Восток Ойл" по добыче углеводородов на севере Сибири.
Некоторые опасения вызывает, впрочем, новое увеличение дисконта российской нефти Urals к Brent из-за санкций против танкеров, перевозящих нефть из РФ по ценам выше ценового потолка. Но, скорее всего, по мере решения логистических вопросов дисконт будет вновь сокращаться.