Нам не страшен потолок?
Россия не должна соглашаться на чужие условия игры
Динамику нефтяных цен на протяжении всего 2022 года определяли два фактора: баланс спроса и предложения и санкционная политика коллективного Запада в отношении России. И если первый фактор является абсолютно рыночным и фундаментальным, то второй – чисто административное давление и в прямом смысле хамское поведение на мировом рынке. Нынешняя ситуация, когда независимым коммерческим компаниям начинают указывать, по какой цене, у кого и как они должны покупать нефть, как раз и говорит о том, что маски сняты окончательно, а западное сообщество пытается сохранить мировое господство всеми доступными способами.
Разбалансировка своими руками
В 2023 году стоимость барреля нефти будет зависеть от длительности и жесткости санкционного давления, а также от того, смогут ли европейские переработчики найти альтернативные источники поставок нефти. Но если альтернативы не будет (а я полагаю, что в необходимом объеме ее обеспечить не удастся), то цена на нефть, в силу неудовлетворенного спроса, будет расти. В среднем по 2023 году я ожидаю среднюю цену в $110 за баррель – при постоянной краткосрочной волатильности, разумеется. Связанные с геополитикой временные взлеты и падения котировок никуда не денутся. Однако выходы котировок за предел $110 будут чисто конъюнктурными, в моменте.
В 2023 году глобальный нефтяной рынок по-прежнему останется под влиянием баланса спроса и предложения, а также санкционных ограничений. Игрокам придется решать те же вопросы, что и в 2022-м. Напомню, 5 декабря начало действовать эмбарго на российскую нефть со стороны Евросоюза, плюс параллельно был установлен ценовой потолок для российского сырья, одобренный странами ЕС и "Большой семерки" и Австралией.
Начнем с баланса и эмбарго. Стоит обратить внимание, что соотношение спроса и предложения регулируется исключительно со стороны производителей, в первую очередь в рамках альянса ОПЕК+, влияющего именно на предложение. Как бы эту сделку ни критиковали (в первую очередь США), она является рыночным механизмом регулирования. Такова вообще двуличность Запада – критиковать соглашение ОПЕК+, но при этом пытаться манипулировать спросом на мировом рынке. Безусловно, через некоторое время это скажется на балансе предложения и спроса, так как одномоментно заменить российское сырье невозможно. Причем дело тут не только в объемах нефти, но и в ее качественных характеристиках, а также в сложившейся логистике. Пострадают от этого в первую очередь европейские нефтепереработчики, ранее активно закупавшие российское сырье, так как именно под него "заточены" НПЗ Европы. Причем это касается всех европейских регионов, от Западной Европы до Средиземноморья.
Впрочем, в теории этот вопрос все же может быть решен, но лишь частично. Например, путем организации поставок через иные юрисдикции (аналогично тому, как сейчас Молдавия поступает с российским газом, перепродавая его Украине). Хотя крупнейшие нефтяные контрагенты России на Востоке – Китай и Индия – вряд ли будут заниматься перепродажей сырья. Более вероятно, что они нарастят собственную переработку и будут поставлять в Европу уже нефтепродукты. И в случае возникновения дефицита топлива на европейском рынке такие закупки для ЕС окажутся существенно дороже, чем если бы Европа перерабатывала нефть из РФ или закупала бы российские нефтепродукты. Топливный рынок Европы, несмотря на все "зеленые" инициативы, остается "дизельным", а именно российская нефть Urals давала максимальный выход средних дистиллятов и дизельного топлива. То есть, чтобы заменить ее, европейцам придется закупать и смешивать разные сорта нефти из разных источников. В ЕС уже сейчас наблюдается дефицит дизельного топлива, и он будет только усиливаться.
Есть и другой вариант частичной замены российской нефти – смешивание ее с сырьем других поставщиков. В результате нефть уже не будет считаться российской и не подпадет под ограничения. Правда, это уже прямой обход собственных же санкций.
Навесной потолок цены
Второй важный фактор влияния – пресловутый потолок цены, уровень которого долго не могли определить. Называли ориентир и $40–60 за баррель, и $65–70. В результате сошлись на $60, однако это не окончательный вариант, уже были заявления, что в конце декабря этот уровень пересмотрят.
Но, на мой взгляд, исходить надо не из "высоты" потолка, ведь дело не в том, как он повлияет на экономику российских нефтяных поставок. Дело вообще не в абсолютных величинах, а в самом принципе – мы не можем прогнозировать, каким будет этот потолок в перспективе. Сегодня его установят на одном уровне, а завтра Минфин США по каким-то причинам решит, что цена должна быть уже другой. Причем потенциально это может коснуться не только российской нефти, но и экспорта других крупных поставщиков, таких как Иран, Венесуэла, а возможно, даже и Саудовская Аравия. Лиха беда начало.
Проблема, как я отмечал выше, в подмене глобальных рыночных отношений бесцеремонным административным вмешательством в торговлю таким значимым ресурсом, как нефть. Поэтому абсолютно неважно, о каком уровне говорят, надо от этого абстрагироваться. Вопрос номер один сейчас: готовы ли мы работать в новых условиях, поддаваясь на шантаж?
Не стоит прогибаться под изменчивый мир
Газета "Ведомости", ссылаясь на источники, близкие к российскому правительству, сообщила, что власти рассматривают три варианта ответа на введение потолка. Первый: запрет на поставки нефти странам – инициаторам введения ценового предела (причем запрет не только прямых поставок, но и продаж с участием посредников). Второе: отказ от поставок в адрес вообще любых стран, если потолок цены прописан в контракте. И третье: установление своего собственного дисконта для Urals по отношению к Brent. В случае же, если дисконт окажется больше установленного Россией, – опять-таки прекращение поставок. Все эти меры, безусловно, в чем-то будут действенными. Но тем не менее это означает, что Россия все равно будет играть не на своем поле, выполнять реактивную роль вместо активной.
Подход к решению этой задачи должен быть комплексным, системным. И компании-экспортеры, и российские власти параллельно должны заняться выстраиванием нашей собственной модели рынка. Поддаваться, принимать чужие условия игры нельзя. Нужно понимать, что сложившаяся система глобальных международных бенчмарков (Brent, WTI и Dubai Crude) находится, по сути, в руках того же западного сообщества. Ценовые эталоны формируются на западных площадках по западным же методикам. Нам просто жизненно необходимо сформировать собственную национальную систему торговли нефтью, в том числе экспортной. России прежде всего нужен собственный бенчмарк, который будет номинирован в рублях и будет торговаться на отечественных площадках. Кстати, это касается не только нефти, но и других видов сырья. И эти вещи нужно апробировать уже сейчас с нашими дружественными партнерами.
Но чтобы осуществить эти изменения, нужен консенсус между участниками российского нефтяного рынка. Здесь также не обойтись без руководящей и направляющей роли государства, которое должно обеспечить организационную поддержку этого процесса. И начать нужно с проведения серьезных системных консультаций госрегуляторов с компаниями и отраслевым экспертным сообществом.