Не блоху подковать…

Способны ли российские компании обеспечить инновационное развитие НГК?

Не блоху подковать…
Фото: rimera.ru

Сегодня редкий день обходится без того, чтобы та или иная иностранная компания громко не заявила о своем уходе из России. В значительном числе случаев эти демарши не идут дальше пустых деклараций – представители бизнеса лишь "отыгрывают повестку", навязанную им западными политиками, но на деле не хотят покидать столь прибыльный и перспективный российский рынок. В иных случаях зарубежные корпорации просто меняют вывески и передают управление активами местному менеджменту до поры до времени. Одновременно в России активно развивается процесс импортозамещения, в первую очередь в критически важных отраслях экономики, которые не могут себе позволить зависеть от капризов иностранных партнеров.

Ты скажи, что те надо…

К числу таких критически важных отраслей относится и нефтегазовое машиностроение. Как известно, санкции против отдельных его секторов начали вводиться еще в 2014–2015 годах, поэтому тема импортозамещения звучит здесь уже не первый год. Однако события последних месяцев заставляют значительно ускорить темп работ и искать принципиально новые механизмы стимулирования инноваций в целях разработки и внедрения отечественных нефтегазовых технологий. Каковы должны быть эти новые механизмы, обсуждали участники конференции "Технологическое развитие и импортозамещение в ТЭК", прошедшей недавно в Санкт-Петербурге и организованной Национальным нефтегазовым форумом.

"За последние годы Минэнерго, Минпромторгом и нефтегазовыми компаниями была проделана большая работа. Но это ни в коем случае не означает, что целевой результат достигнут. Еще предстоит немало сделать, при этом изменив подходы… Необходимо понимать, что быстрый результат не везде возможен, и надо настраиваться на долговременную работу", – отметил, обращаясь к участникам конференции, первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин. Он также подчеркнул, что для бесперебойного функционирования отечественной энергетики крайне важно наладить материально-техническое обеспечение по всей цепочке – от геологоразведки до добычи, транспортировки, переработки и реализации углеводородов. При этом следует исходить из реалистичности внедрения и коммерциализации того или иного продукта, работать с отраслевым заказом, идти от нужд потребителя.

Конечно, процесс импортозамещения нуждается в плотной координации со стороны органов государственной власти. Но здесь тоже не все просто…

"Сегодня на первый план выходит межотраслевое взаимодействие. Очень многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, – разнонаправленные. И вертикальная структура органов власти не всегда покрывает эти вызовы. Поэтому предстоит проделать очень большую работу. Во-первых, нужно понять, где наиболее критические сферы, какие из них являются доступными к импортозамещению, где есть какие-то наработки, а где вообще ничего нет, где мы можем обратиться к дружественным странам и т. д. Но надо понимать не только, где что брать, а еще, сколько всего нужно, то есть объем спроса. И на какой период – где спрос краткосрочный, а где долгосрочный. Эта работа сейчас ведется, ее невозможно выполнить за три-четыре месяца", – отмечает директор департамента машиностроения для ТЭК Министерства промышленности и торговли РФ Евгений Грибов.

Инициатива сверху и снизу

Новые организационные формы управления импортозамещением уже внедряются. Так, 29 июня нынешнего года по поручению председателя Правительства РФ Михаила Мишустина был создан Индустриальный центр компетенций (ИЦК) по замещению зарубежного программного обеспечения в нефтегазовом комплексе и нефтехимии. Он будет функционировать в рамках отраслевой рабочей группы "Цифровой нефтегаз". В ИЦК входят 11 нефтегазовых компаний, представители которых на основе "мозгового штурма" выбрали 12 приоритетных направлений импортозамещения по всей производственной цепочке, начиная с систем геологического моделирования, обработки и интерпретации геологической информации, автоматизированных систем управления бурением и заканчивая управлением цепочками поставок. По мнению экспертов, у ряда отечественных ВИНК уже есть действительно хорошие наработки, например в сфере геологического моделирования. И практически по всем 12 направлениям можно наладить импортозамещение, обмениваясь технологиями друг с другом, – необходимо лишь выработать модель такого взаимодействия.

Но инициатива должна исходить не только сверху, но и снизу. То есть не только государство должно "брать за руку" компании и усаживать их за стол переговоров, заставлять их координировать свои усилия, но и игроки отрасли обязаны проявлять желание и волю к совместной работе, используя при этом широкий спектр различных бизнес-моделей. И подвижки на этом направлении уже имеются: в России при активном участии нефтегазовых компаний появляются принципиально новые формы поддержки инноваций – технологические хабы, полигоны, акселераторы.

В 2020 году в России был создан Институт нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ). По сути, эта структура должна стать российской альтернативой Американскому институту нефти (API), долгое время претендовавшему на глобальную монополию в области стандартизации нефтегазового оборудования. Учредителями ИНТИ первоначально выступили четыре компании: "Газпром", "Газпром нефть", СИБУР и "Татнефть". Сегодня он объединяет уже 20 компаний, в том числе 13 российских, три из стран СНГ и четыре из стран-участниц ОПЕК.

Как сообщил генеральный директор ИНТИ Михаил Кузнецов, цели деятельности института – совместными усилиями разработать и утвердить единые отраслевые стандарты, сформировать унифицированную систему оценки соответствия продукции. ИНТИ также призван помогать производителям в проведении опытно-промышленных испытаний. По результатам аудита и испытаний институт формирует базу проверенных поставщиков продукции, дабы она использовалась в закупочной деятельности нефтегазовых компаний. В институте уже утверждено около 50 отраслевых стандартов. Это позволит консолидировать отраслевой спрос, упростить организацию процесса производства, облегчить принятие инвестиционных решений и снизить себестоимость выпуска продукции.

Еще один интересный пример взаимодействия компаний отрасли – "Энерготехнохаб Петербург". Как рассказал в ходе конференции руководитель его проектного офиса Андрей Власов, цель энерготехнохаба консолидировать усилия в части развития и разработки отечественных технологий. При этом планируется сфокусироваться на четырех ключевых элементах инфраструктуры: поиск и создание решений, инжиниринг, сертификация и испытания. В данный момент "Энерготехнохаб Петербург" занимается созданием единой базы отраслевых технологических решений – начиная от тех, которые уже готовы к внедрению в промышленное производство, и заканчивая теми, которые пока находятся лишь на стадии лабораторного образца.

"Ни одна технология не может быть создана без систематических испытаний и последующих доработок. Сейчас зачастую риски испытаний возлагаются на разработчика. Мы предлагаем делегировать всю испытательную инфраструктуру: когда некой молодой технологической компании требуется провести испытания, ей не надо искать такие возможности по всему рынку, достаточно прийти в энерготехнохаб и получить стенд или полигон. Такой опыт уже есть, некоторые стартапы прошли испытания и даже стали обладателями сертификатов на соответствие требованиям ИНТИ", – рассказал А. Власов.

Существуют предложения и по созданию новых структур, призванных облегчить разработчикам технологий путь от яркой идеи до выпуска конечной продукции, востребованной нефтяниками и газовиками. Так, по мнению заместителя генерального директора АНО "Арктические инициативы" Романа Романенкова, необходимо создать единого оператора по организации испытаний нефтегазового оборудования. Это позволило бы решить вопросы импортозамещения и увеличить скорость вывода оборудования и технологий на рынок. "Создание новых госструктур и госкорпораций обычно вызывает шквал критики, так как подразумевает раздувание аппарата, дополнительную бюрократию и т. д. Но бывают моменты, когда новая структура действительно необходима", – полагает Р. Романенков. Одним из ключевых инструментов единого оператора должна стать специализированная многофункциональная цифровая платформа. Она обеспечит анализ спроса и предложения, глобализацию рынка испытаний, интеллектуальный подбор заказчиков и исполнителей, организацию испытательного процесса.

Интересный опыт работы со стартапами накоплен уже у многих компаний отечественного ТЭК. К примеру, в госкорпорации "Росатом" создан инновационный хаб, который уже провел скоринговую экспертизу 2800 проектов, из них 200 прошли бизнес-акселерацию на базе отраслевого акселератора ГК "Росатом" (всего состоялось 10 циклов акселерации для новых бизнесов), а 25 проектов были успешно интегрированы в контур госкорпорации. Суммарный объем клиентских договоренностей по всем проектам достиг 18 млрд рублей.

Безусловно, важнейшим центром развития инноваций остается Сколково. Сегодня из 3200 компаний, входящих в его экосистему, 310 занимаются разработкой и внедрением технологий для добычи и переработки углеводородного сырья.

Сильные и слабые места

Какие же конкретно технологии нужны рынку и какие наработки уже имеются?

По данным ИНТИ, существует ряд направлений, по которым уровень обеспеченности российским оборудованием очень высок. Например, по эластомерам для винтовых забойных двигателей он составляет 100%, по алмазным резцам для РDС-долот – 90%, по оборудованию для заканчивания скважин с МГРП – также 90%. Хорошие результаты достигнуты также в области многоствольного заканчивания скважин и в сфере роторно-управляемых систем (РУС), где показатель импортозамещения равен 75%. Но есть и проблемные зоны, к примеру ксантановая и гуаровая камедь, где показатель импортозамещения – всего 30%.

Что касается наземной инфраструктуры нефтедобычи, то здесь имеются проблемы с газопоршневыми и компрессорными установками (уровень локализации, соответственно, 50% и 70%).

В рамках конференции приводилось множество конкретных кейсов того, как отечественные инновации позволяют заменить иностранные аналоги или даже создать принципиально новые решения для тех или иных отраслевых проблем. Вот лишь несколько примеров разработок резидентов Сколково.

ООО "Аэрогаз" создало интеллектуальный манифольд, состоящий из специальных эжекторных систем, внутритрубных сепараторов и опциональной системы авторегулирования под имеющиеся параметры рабочей среды. Данный комплекс позволяет уменьшить в 2–4 раза капитальные затраты на строительство установок комплексной подготовки газа и повысить производительность существующих УКПГ на 70%.

ООО "РУС" создало геонавигационный комплекс РУС-120, предназначенный для управляемого наклонно-направленного бурения нефтегазовых скважин и проведения геофизических исследований. Он обеспечивает высокую информативность ГИС, повышенную скорость бурения и передачи данных, снижение аварийности.

В свою очередь, ООО "ВДК" разработало автоматизированную систему увеличения степени обезвоживания и обессоливания нефти и экономии промывной воды на установке ЭЛОУ. Эта система снижает нагрузку на сырьевые насосы и позволяет модернизировать любую существующую линию.

Еще один, но далеко не последний пример – модульный скважинный трактор "RUS TRAK", сконструированный ООО "РУС Веллсервис". Его преимущества – возможность работы в скважинах сложного профиля, высокая мобильность и скорость.

Процесс импортозамещения необходим не только в сфере нефтегаза, но и в сегменте возобновляемых источников энергии. Как отмечает депутат Государственной думы РФ Валерий Селезнев, несмотря на некоторое возвращение стран Европы к углеводородной энергетике, планы по развитию сектора ВИЭ корректируются только в сторону увеличения. При этом лидерство в данной области переходит к странам Азии. Между тем из России в последнее время ушли западные компании, занимавшиеся строительством и эксплуатацией объектов ветровой и солнечной генерации. Поэтому необходимо задуматься о локализации производства оборудования для ВИЭ, развитии государственно-частного партнерства в этой области и об использовании других возможных инструментов стимулирования. В частности, можно предусмотреть налоговые каникулы в части налогов на прибыль и на имущество для предприятий, которые производят ветрогенераторы.

Таким образом, процесс импортозамещения не стоит на месте, и российские компании действительно могут предложить рынку много интересных и эффективных решений. Но создание современного конкурентоспособного нефтегазового и энергетического оборудования требует не только высокого профессионализма научных работников, инженеров и производственников, но и внедрения принципиально новых организационных форм управления всем процессом инноваций. Это вам не блоху подковать…