Уже по итогам августа оптовые цены на бензин АИ-92 и дизельное топливо находились всего на 1% ниже "потолка", установленного для получения выплат по демпферу. На этот год установлены лимиты в 62 590 рублей за тонну по бензину (110% к индикативной цене) и 64 620 рублей за тонну по дизтопливу (120%). При выросших ценах на нефть и марже нефтепереработки, сильно ослабевшем рубле с наступлением третьего квартала оптовые цены на нефтепродукты увеличивались по вполне объективным причинам. Ситуацию еще в начале лета осложнило урезание вдвое выплат по демпферу с сентября. В достаточно неординарных условиях весны 2022 года экспортная альтернатива намного превышала индикативную цену по весне, но тогда объемы экспорта нефтепродуктов из РФ резко упали с уходом зарубежных трейдеров, и из-за выплеснувшихся на внутренний рынок объемов оптовые цены даже снизились. В конце же 2022 года цены сдерживались запретом Евросоюза и ограничениями G7 на ввоз нефтепродуктов из РФ.
Запрет временный, но эффективный
Выплат по демпферу за сентябрь НПЗ лишились, поскольку цены на СПбМТСБ существенно выросли по сравнению с августом, и ситуация к середине сентября уже ухудшалась на розничном рынке нефтепродуктов – наблюдались и рост цен, и в ряде случаев нехватка топлива для автомобилистов. В большей мере риску снижения демпферных платежей подвержены компании, в выручке которых выше доля продаж нефтепродуктов внутри страны, а именно "Газпром нефть", "Татнефть" и "Башнефть" (более 40% выручки), а в более умеренной, но все же негативной ситуации с точки зрения финансовых результатов оказывался "Лукойл".
Чтобы охладить цены, власти 21 сентября ввели временный запрет на экспорт нефтепродуктов, что заставило цены на бензин и дизтопливо отступить от максимумов середины сентября. В части бензина ограничения отменены 17 ноября. Мы изначально и не рассчитывали, что данный запрет продлится более нескольких недель. В истории РФ подобные ограничения вводились в 2011 году. Необходимо отметить, что доля бензина в экспорте относительно невелика, всего 10–11% от его производства. Но насыщение рынка может быстро произойти в сегменте дизтоплива, около 40% от производства которого обычно экспортируется. Как долгосрочный инструмент полный запрет на экспорт вряд ли стал бы эффективным механизмом ввиду различий между НПЗ (некоторые из них всегда ориентировались на экспорт, другие – на внутренний рынок). Поэтому невозможность оперативно выстроить каналы сбыта внутри страны в итоге привела бы к падению спроса на сырье со стороны всего сегмента переработки, а в конечном итоге и к сокращению добычи нефти.
Демпфер возвращается
Уже 6 октября Правительство РФ приняло принципиальное решение поддержать возврат демпфера в полном объеме с 1 октября. Дополнительной налоговой нагрузки на нефтяников пока не планируется, что позитивно для всего сектора и прежде всего для компаний с большой долей присутствия на внутреннем рынке нефтепродуктов, а именно "Газпром нефти", "Татнефти" и "Башнефти".
Во-первых, меры, которые сейчас рассматриваются для принятия на законодательном уровне, направлены на стабилизацию внутренних цен на топливо путем увеличения бюджетных компенсационных выплат НПЗ. С октября коэффициент 0,5 в формуле демпфера и НДПИ на нефть использоваться не будет. Данный коэффициент был введен в обе формулы в сентябре с целью сократить общие расходы бюджета на 30 млрд рублей в месяц.
Стоит отметить, что формула НДПИ на нефть с коэффициентом НБУГ, как раз учитывающим демпферные выплаты (сектору НПЗ помогает добычной сектор), и демпферные перечисления из бюджета в пользу НПЗ работают в противоположных направлениях, однако в конечном счете изменения были негативными для нефтяного сектора. Борьба с пиковыми ценами на нефтепродукты заставила государство отменить новшество, которое действовало лишь один месяц.Во-вторых, экспортная пошлина на нефтепродукты для перекупщиков была увеличена с 20 тыс. рублей (введена с 2023 года) до 50 тыс. рублей за тонну. Возможно, на законодательном уровне также будет введен полный запрет на экспорт любых нефтепродуктов, которые закупаются на внутреннем рынке (то есть продаются не непосредственными производителями), но это не относится к крупным российским вертикально интегрированным компаниям.
Что ждать в будущем?
Отдельно стоит отметить, что для нефтяной отрасли важно сохранение стабильных объемов поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, а также управляемая ситуация с общим уровнем нефтедобычи. В этой связи мы ожидаем, что производство жидких углеводородов в 2023 году составит 515 млн т (–3,8% г/г), а в 2024 году – 507 млн т. Факторами снижения добычи являются сокращение квоты в рамках ОПЕК+ с весны 2023 года, а также дополнительные ограничения на экспорт, принятые в добровольном порядке РФ во второй половине 2023 года (на 0,5 млн барр/сут в августе и на 0,3 млн барр/сут на период с сентября по декабрь). Прогноз Правительства РФ по добыче жидких углеводородов на 2023 год более оптимистический – 527 млн т, но тем не менее объем предполагается ниже, чем годом ранее (535 млн т).
Для будущего прогнозирования мы предлагаем ориентироваться на предпосылку, что в базовом сценарии при сложившихся макропараметрах оптовые цены на бензин АИ-92 и дизельное топливо с IV квартала 2023 года будут близки к верхнему пределу, позволяющему НПЗ получать компенсацию (62 590 рублей за тонну, или 110% к индикативной цене, указанной в Налоговом кодексе, и 64 620 рублей за тонну, или 120%, соответственно). На 2024 год предельные значения повысят на 3%, соразмерно увеличению индикативных цен, предусмотренному Налоговым кодексом РФ.
В наибольшем выигрыше от восстановления демпфера оказываются "Газпром нефть", "Татнефть" и "Башнефть", которые получают более 40% выручки от продажи нефтепродуктов в России. "Сургутнефтегаз", по нашим оценкам, – это единственная компания из топ-6 в нефтяном секторе, у которой EBITDA в следующем году снижается по сравнению с предыдущей оценкой из-за ориентации единственного НПЗ на экспортный рынок.