"Настоящая" нефть
Насколько обманчива статистика мировой нефтедобычи
Недавно опубликованный ежегодный статистический обзор мировой энергетики Energy Institute за 2023 год (до 2022 года выпускался компанией BP) – хороший повод еще раз обсудить ситуацию на рынке жидких углеводородов или, если говорить совсем грубо, на рынке нефти. В суммарных объемах находятся очень разные углеводороды.
Сколько массы в объеме
Если формально посмотреть на мировую добычу нефти в 2023 году, то она составила 96,3 млн баррелей в сутки. Но фактически эти объемы состоят как из непосредственно "настоящей" нефти, так и из легких углеводородов, которые получаются, как правило, при добыче "жирного" газа. В основном это этан, пропан и бутан.
Секрета из этой особенности, конечно, никто не делает, поэтому тот же сборник отдельно сообщает данные по непосредственно нефти (вместе с конденсатом) — здесь добыча составила 82,6 млн баррелей в сутки. Соответственно, добыча прочих жидких углеводородов (NGL, natural gas liquids в англоязычной классификации) – 13,6 млн баррелей в сутки. В российской классификации эти компоненты содержатся в широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), сжиженных углеводородных газах (СУГ, пропан-бутановая смесь), в газоконденсате, попутном нефтяном газе.
Как видно из вышесказанного, классификация не выглядит абсолютно однозначной. Поэтому в разных источниках могут быть некоторые различия в отчетности, так как часть "пограничных" углеводородов может приписываться к различным группам: по составу или по способу добычи. Но принципиально это ситуацию не меняет.
Также отметим, что если мы посмотрим на потребление всех жидких топлив в мире, то оно оказывается выше даже суммарной добычи: 103,4 млн баррелей в сутки в 2023 году. Сюда добавляется всякая экзотика (например, биотопливо). Кроме того, нефтепереработка добавляет немного в баррелях (объемная единица) за счет того, что при переработке тяжелые молекулы часто расщепляются в более легкие – это увеличивает объем.
В последнем предложении кроется часть ответа на вопрос, почему так важно разделять эти две компоненты. NGL легче традиционной нефти, их вклад не в объемных единицах (баррелях), а в весовых (соответственно, и в энергетических) единицах менее заметен, чем по объему.
Но главное в другом. Преимущественно, именно "настоящая" нефть отвечает за спрос в транспортном секторе. Поэтому, когда мы говорим, что потребление жидких топлив в самом широком смысле выросло, а также будет расти (ведь исторические данные и прогнозы нам важны для понимания, что будет с сектором, что будет с соглашениями ОПЕК+), то оправданно смотреть в первую очередь именно на "настоящую" нефть.
"Настоящая" нефть
А вот здесь ситуация немного другая: динамика выглядит не так хорошо. Если по суммарной добыче жидким углеводородам в 2023 году все же удалось обновить максимумы 2018-2019 годов (и в баррелях, и в тоннах), то для "настоящей" нефти картина выглядит похуже: добыча 2023 года в 82,6 млн баррелей в сутки все еще не дотягивает до максимумов 2018 года (83,6 млн баррелей в сутки).
Понятно, что производство нефти в значительной степени регулируется решениями ОПЕК+, но решения эти принимаются не просто так, а с учетом поддержки цены на текущих уровнях. То есть по "настоящей" нефти при текущей цене мы до сих пор не можем достигнуть спроса 2018 года!
Почему ситуация в легких углеводородах выглядит лучше, ведь именно их рост и позволил "вытянуть" общий объем на новый исторический максимум? Где-то есть спрос на использование пропана и бутана в транспортном секторе, ведь они дешевле. Важный момент: пропан-бутановая смесь замещает совсем традиционные (дрова и биомасса) источники энергии в бытовом секторе в развивающихся странах (ведь это — те самые газовые баллоны, которые до сих пор активно используются и у нас в негазифицированных сетевым природным газом районах).
Но главное — это использование в нефтехимии. Именно этан (С2), пропан (С3) и бутан (С4) стали замещать нафту (которая, хоть и легкая, но все же нефть) в нефтехимических производствах, в первую очередь в производстве полимеров. Эти вещества дешевле и удобнее для производства полимеров.
Какие же из всего этого можно сделать выводы?
Скептики обращают внимание — собственно спрос на "настоящую" нефть восстанавливается очень медленно, не в последнюю очередь из-за фактора электромобилей. Да, во многих развивающихся странах потребление нефтепродуктов в разы меньше, чем в странах развитых, но текущие цены (которые и таргетирует ОПЕК+) слишком высоки, чтобы реализовался этот дополнительный спрос.
"Легкий" экспорт
Прогнозы — дело неблагодарное. Тем не менее, большинство прогнозов предполагает рост спроса на нефть в самом широком смысле. При этом все они подразумевают, что спрос будет расти в значительной части за счет нефтехимии (к примеру, рисунок из недавнего обзора МЭА ), а значит, повторимся, вновь за счет легких компонент в суммарном предложении.
Конечно, спрос – это только одна из слагаемых суммарного баланса. Другая – глобальное предложение (где на старых месторождениях добыча ежегодно падает на проценты), а также сланцевая добыча в США с неочевидными перспективами. Но одновременно есть и значительные резервные мощности ОПЕК+, а также появляются новые нефтяные провинции (например, Гайана).
Нужно понимать, что в перспективном секторе экспорта легких углеводородов Россия представлена слабо. Мы не экспортируем этан, экспорт пропана и бутана тоже умеренный. Основной экспортный продукт — это традиционная, "настоящая" нефть.
Причин несколько. Во-первых, если говорить об источниках сырья, запасы жирного газа еще только ждут масштабной добычи (а в текущих обстоятельствах и наличии резервов по добычи газа "сухого" это случится еще не скоро). Во-вторых, есть инфраструктурные ограничения. В-третьих, наша страна сделала ставку не столько на экспорт, сколько на переработку своего сырья С2-С4 в продукты нефтегазохимии: это строящиеся Амурский ГХК, Иркутский завод полимеров и Балтийский ГКХ.
Рынок экспорта этих легких компонент очень конкурентный. К примеру, те же США последовательно наращивают экспорт С2-С4, так как в сланцевой добыче – и в газовой, и в нефтяной – легких компонент много. Но при этом только в Соединенных Штатах остается огромный потенциал для экспорта (этан в объеме около 1 млн баррелей в сутки просто не выделяется, и сжигается вместе с природным газом для чисто энергетических целей), который ограничен инфраструктурными факторами, спросом в мире и, конечно, ценой, при которой выделение этана становится выгодным занятием.
Мы видим, что страны АТР (в первую очередь Китай) заинтересованы в таких продуктах — в том числе и для развития своей нефтехимии, где КНР уже готовится перейти из статуса импортера в статус экспортера.
Это говорит и о потенциале для российского экспорта легких углеводородов в восточном направлении, и одновременно об определенных рисках для строительства собственных экспортных нефтехимических производств. Так или иначе, особенности рынка С2-С4 в связке с нефтехимическими производствами — отдельная большая тема для обсуждения.
Зафиксируем, что сообщения "спрос на нефть в мире наконец-то превысил 100 млн баррелей в сутки" нужно воспринимать достаточно критично. В этих объемах и прочие жидкие топлива, и прибавка от нефтепереработки, и главное — очень разные жидкие углеводороды. Спрос на которые в значительной степени "разложен" по разным секторам, а в каждом из секторов может быть своя динамика.