Site icon ИнфоТЭК

Московский транспорт "зеленеет"

В мировом автопроме уже давно происходит технологический переход к экологически чистому электротранспорту. Разумеется, глобальные тенденции не обходят стороной и российский автопром. Еще пару десятков лет назад электромобили выглядели как модные дорогие игрушки. Сейчас же этот вид транспорта становится экологически привлекательным и экономически выгодным средством передвижения и характеризует владельца авто как человека, заботящегося об окружающей среде, находящегося, что называется, в тренде. Какие же перспективы в области развития электротранспорта имеются в России в целом и в Москве в частности?

Тенденции развития электротранспорта

Введенные против нашей страны западные санкции поставили отечественный автопром перед серьезной дилеммой: либо долго стараться догнать "традиционный" зарубежный автопром, в то время как автомобили с обычным ДВС уже теряют актуальность, либо же сделать скачок и сосредоточить все усилия на разработке электромобиля будущего.

К настоящему моменту в РФ уже происходит достаточно интенсивное внедрение электротранспорта. Для подтверждения этой тенденции приведем ряд цифр и фактов:

Конечно, на пути развития электротранспорта существуют и свои трудности. Прежде всего они связаны с необходимостью повышения эффективности зарядных устройств. При этом на долю батареи приходится не менее 40% стоимости всего электромобиля. И очень важно, что в России постепенно выстраивается собственное производство литий-ионных аккумуляторов для электромобилей, намечается освоение нескольких месторождений лития. Геологическая служба США оценивает прогнозные объемы запасов лития в России в 1 млн т.

Со временем все федеральные трассы РФ будут оснащены необходимой инфраструктурой и полностью открыты для электромобилей и для беспилотников. При этом лидером в России по динамике развития электротранспорта становится Москва.

Электромобиль не роскошь

Жители и гости российской столицы наверняка обратили внимание, что на дорогах Москвы стало все больше появляться городского общественного электротранспорта, и это не случайно.

"90% экологических проблем Москвы связаны не с фабриками и заводами, а с миллионами автомобилей, которые ежедневно выезжают на улицы города. Изменить ситуацию к лучшему можно через переход на более экологичное топливо, машины и двигатели. Но кардинально повлияет на экологическую ситуацию только полный отказ от двигателей внутреннего сгорания и переход на электромобили", – отмечает мэр Москвы Сергей Собянин.

Чем больше электротранспорта будет в Москве, тем быстрее удастся снизить количество вредных выбросов в атмосферу. Именно поэтому Правительство Москвы уделяет большое внимание развитию электротранспорта, электромобилестроения, расширению инфраструктуры для нового вида транспорта. В течение ближайших лет (до 2030 года) общественный транспорт столицы по проекту "Энергия Москвы" должен полностью перейти на электрический привод. Причем переход на электромобили предусмотрен не только для городского общественного транспорта. Согласно проекту, на электромобили постепенно будут пересажены все городские специальные и коммунальные службы, а также такси и услуги каршеринга.

Проект "Энергия Москвы" призван максимально сократить, а впоследствии и вообще устранить воздействие выхлопных газов на окружающую среду за счет максимального использования в городе автомобилей с электродвигателями. Но просто создать конкурентоспособные электромобили и электробусы – мало. Для развития электротранспорта необходимо развитие зарядной инфраструктуры. Требуется также (и это одно из главных условий) налаживание производства собственных аккумуляторных батарей и всех необходимых комплектующих для электромобилей и зарядных станций. Департаментом транспорта Москвы разработана и уже претворяется в жизнь стратегия по развитию доступной сети таких станций.

Очень важны также меры популяризации электротранспорта, которые принимает Правительство Москвы. Например, парковка частных электромобилей и использование зарядных станций сейчас для владельцев электрокаров бесплатны.

Применение в Москве городского электротранспорта уже дает ощутимые результаты:

Быстро и удобно

Зарядные станции появились на улицах Москвы несколько лет назад, а в 2020 году началась установка станций нового формата – большей мощности с ускоренным временем зарядки. Сейчас их уже установлено более 250 штук. Уже разработаны и скоро появятся на улицах станции нового поколения, на них можно будет зарядить автомобиль всего за 20 минут. Такие станции собираются устанавливать в общественных местах – возле торговых и бизнес-центров, у продуктовых супермаркетов, кафе, ресторанов и в жилых кварталах.

Как указано на портале "Московский транспорт", для новых станций был выбран европейский стандарт разъемов, но будут использоваться и станции с американским типом разъемов (см. таблицу).

Типы зарядных станций в Москве

Проектирование и внедрение новой комплексной инфраструктуры даст импульс развитию нескольких видов электротранспорта. Планируется, что строящиеся транспортные узлы упростят и ускорят передвижение по городу. Появится возможность быстрой пересадки с одного вида транспорта на другой, при этом в данных узлах будет доступна подзарядка электромобилей, аренда электровелосипедов и электросамокатов. Это позволит ускорить передвижение по городу в целом, сократить количество пробок и, в результате, сделать город чище и привлекательнее.

В сфере городского электротранспорта уже достигнут ряд заметных успехов, и его развитие продолжается. Так, в 2021 году в городе появилось 400 новых электробусов, а в 2022 году их общее число превысило 1 тыс. единиц. В 2023 году Правительство Москвы закупит еще 300 электробусов. В городе установлено 168 быстрых зарядных станций для электробусов. Заряд аккумуляторной батареи пополняется на них за 6–10 минут.

Особым вниманием Правительства Москвы пользуется рельсовый электротранспорт –  метро и трамваи. На линиях появляются все более современные комфортабельные вагоны. Трамвайные пути обособляются, благодаря чему движение трамваев не зависит от пробок. Специальные остановки и низкопольные вагоны увеличивают доступность транспорта для маломобильных пассажиров.

Уже сегодня многие горожане предпочитают метро и другой общественный транспорт для поездок на работу и обратно. Популярными стали смешанные маршруты, когда из отдаленных районов города и из области жители на машинах добираются до ближайших станций метро, МЦД, трамвая, оставляя автомобили на парковках.

Есть только "МИК"…

Правительство Москвы реализует амбициозный экономический проект – Московский инновационный кластер (МИК). Благодаря ему высокотехнологичные решения будут внедряться во все сферы жизни столицы. Одним из важнейших и перспективных направлений работы МИК является создание новых платформ для развития городского электротранспорта. В МИК вошли около 40 организаций, таких как завод "Москвич", Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) и особая экономическая зона (ОЭЗ) "Технополис Москва". Только в ОЭЗ "Технополис Москва" входит более 20 компаний, работающих над отечественным электротранспортом.

"В настоящий момент межотраслевой кластер электромобилестроения объединяет почти 40 компаний. Около 20 из них размещены на территории столичной особой экономической зоны. Эти предприятия уже включились в работу над созданием отечественных электромобилей. Например, компания "Приводная техника" поставляет электрические приводы, резидент ОЭЗ "Технополис Москва" дизайн-центр "Союз" готов предоставлять в необходимых количествах датчики температуры, системы обработки сигналов, микросборки и другие микросхемы, а предприятие "Аддитивные технологии" – любые детали из пластика", – отмечает заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Компании разного профиля, которые вошли в кластер, будут разрабатывать и запускать производство электротранспорта разного назначения, в том числе городской спецтехники (специальные электромобили по уборке и поливке улиц, мусоровозы, техника для ремонта дорожного покрытия и другая спецтехника). Ключевым участником МИК уже стал завод "Москвич", на нем начали серийный выпуск электромобилей. Другие предприятия кластера тоже будут вовлечены в производственную линию "Москвича".

В настоящий момент в рамках кластера уже находятся в работе три проекта. Первый из них – создание грузового электрофургона на базе шасси УАЗ. Два других посвящены разработке российских аккумуляторов для электротранспорта. Все проекты нашли поддержку Правительства Москвы.

Главная задача отечественной отрасли электромобилестроения – создание современных высокоэнергоемких аккумуляторов для них. И решению этой задачи сегодня уделяется максимальное внимание. Мэром Сергеем Собяниным было принято решение о проведении электронного конкурса на поставку тяговых аккумуляторных батарей для городского электротранспорта. Распоряжение Правительства Москвы № 855-РП предусматривает встречные инвестиционные обязательства по "созданию, модернизации, освоению их производства на территории города Москвы". В рамках договора инвестор обязан в течение трех лет построить завод и наладить выпуск аккумуляторов для городского электротранспорта и электромобилей "Москвич". Как отметил заместитель мэра Москвы Владимир Ефимов, в проект будет вложено не менее 3 млрд рублей.

Уже есть и конкретные результаты работы межотраслевого комитета. Например, в кластере беспилотной техники был создан смарт-шаттл для передвижения в парковых зонах, умеющий распознавать окружающие объекты. Он вмещает четырех человек и может использоваться для экскурсий или в качестве такси.

 

 

 

 

Exit mobile version