Малое – отдать малым

В России необходимо создать механизмы по передаче небольших месторождений независимым компаниям

Малое – отдать малым
Фото: tomskneft.ru

Текущий год унаследовал от 2022-го непростые условия ведения бизнеса в России. И нефтяная отрасль, можно сказать, приняла на себя основной удар, учитывая то количество санкций, которые Запад ввел против нее. В прошлом году сектор независимых нефтедобывающих компаний показал снижение добычи, и динамика производства по-прежнему остается отрицательной. К тому же "малышам" добавляет сложностей ограничение экспортных возможностей. А в следующем году нас ждет завершение налогового маневра и обнуление экспортной пошлины, что автоматически увеличит размер НДПИ.

О мелкой добыче замолвите слово

Как и вся нефтяная промышленность России, сектор независимых нефтегазодобывающих компаний сегодня живет в условиях высокой турбулентности. Она связана, в основном, с действиями недружественных стран, вызвавшими резкие колебания цен и сложности сбыта. Мы уже отмечали, что в прошлом году добыча сектора сократилась. Падение производства было отмечено впервые с 2018 года. По сравнению с 2021 годом оно снизилось на 68,88 тыс. т, до 24,191 млн т. Особенно это коснулось малых ННК с добычей менее 50 тыс. т в год, разрабатывающих мелкие и очень мелкие месторождения. Объем добычи этих компаний сократился на 18,8%. Фактически можно говорить о свертывании производства в малых ННК.

За шесть месяцев текущего года также отмечается снижение производства в секторе – примерно на 4%Безусловно, это отчасти объясняется тем, что ряд компаний вынужденно сократили свою добычу в рамках взятых нашей страной на себя обязательств. Однако также стоит отметить, что количество участников некоторых групп сократилось. Так, например, группа компаний, которые добывают от 50 до 100 тыс. т в год, уменьшилась на четыре компании.

Первый блин не комом

Безусловно, сектор независимых всегда был ограничен в своих возможностях из-за специфики бизнеса. Наши компании преимущественно специализируются на разработке средних, мелких и очень мелких месторождений. Доля независимых нефтекомпаний в разработке таких месторождений в РФ – около 33%, при том, что их доля в добыче страны – всего примерно 4,5%.

При этом в настоящее время не вовлеченными в разработку остаются 34% запасов, содержащихся в недрах лицензионных участков, относящихся к категории мелких и очень мелких. Причиной этого является низкая экономическая эффективность их разработки в действующей налоговой системе. Кроме того, в следующем году нас ждет завершение налогового маневра и обнуление экспортной пошлины, что автоматически увеличит размер НДПИ. Поэтому мы решили сфокусироваться на положительном опыте наших участников, которые активно используют предусмотренные в налоговом законодательстве возможности по поддержке разработки сложных месторождений.

Так, в прошлом году Ассоциация поддержала законопроект о внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса с целью расширить режим налога на дополнительный доход (НДД) на ряд участков в Ханты-Мансийском автономном округе и в Республике Коми. В результате было принято решение о расширении применения этого налога на ряд месторождений 3-й и 4-й групп. В рамках этого решения одна из независимых НК – участник "АссоНефти" – получила возможность с 1 января 2023 года перевести шесть участков недр на режим НДД в рамках 3-й группы.

Уже можно подвести предварительные итоги работы на лицензионных участках данной компании в режиме НДД. Все упомянутые месторождения относятся к зрелым, и переход на НДД однозначно оздоровил финансовое положение компании и позволил продолжить их рентабельную эксплуатацию. Налоговая нагрузка снизилась на 6,5–11%. Основываясь на этом положительном опыте, Ассоциация провела опрос среди участников сектора, который показал заинтересованность компаний в более широком включении мелких и очень мелких месторождений в периметр НДД.

Один в поле не воин

Действующее законодательство не позволяет идентифицировать малый и средний бизнес в нефтегазовой сфере. Поэтому Ассоциация, с учетом мнения опрошенных независимых нефтегазодобывающих организаций, сосредоточилась на выработке мер, направленных на создание экономических условий для вовлечения в хозяйственный оборот мелких и очень мелких месторождений (средняя величина начальных извлекаемых запасов – менее 5 млн т).

В начале текущего года Ассоциация обратилась в Минфин с инициативой по донастройке действующей налоговой системы. В частности, речь идет о корректировке коэффициента Кз в формуле НДПИ в части увеличения параметра величины НИЗ и степени выработанности. Как вариант предлагается создать подгруппы в периметре НДД для мелких и очень мелких месторождений.

Однако после проведенных консультаций и семинаров было принято решение сосредоточиться на предложениях в области расширения параметров применения режима НДД. В результате консолидации поступивших ответов была выявлена заинтересованность десяти компаний сектора в переводе на НДД 72 мелких и очень мелких месторождений, которые относятся как к гринфилдам, так и к браунфилдам. Указанные месторождения расположены в восьми регионах России (Удмуртская Республика, Пензенская, Самарская, Саратовская и Томская области, Пермский край, ХМАО, Республика Башкортостан). Предварительный анализ представленных компаниями данных по месторождениям показывает, что наиболее подходящими для применения являются 3-я и 4-я группы НДД. Отмечу, что по числу и объему запасов этих месторождений лидирует ХМАО, много их также в Оренбургской, Саратовской и Самарской областях, Пермском крае.

Расчеты свидетельствуют об экономической эффективности перевода месторождений на НДД как для компаний, так и для бюджета РФ (при условии некоторой корректировки действующей формулы и порядка расчета НДД). Завершить подготовку финансово-экономических моделей по наиболее типичным для заинтересованных компаний месторождениям по унифицированной форме планируется до конца сентября 2023 года.

О проделанной работе и промежуточных результатах, согласно рекомендациям протокола заседания Рабочей группы по развитию малого и среднего предпринимательства в нефтегазовой сфере Российской Федерации от 18 мая 2023 года, мы, безусловно, уведомили Минэнерго соответствующим письмом.

Конечно, мы понимаем, что, поскольку речь идет о малых и мельчайших месторождениях, наши предложения затрагивают небольшие финансовые потоки. Но работа эта очень важна на перспективу, с учетом нашей стареющей и мельчающей сырьевой базы.

Хотелось бы также отметить, что более активное вовлечение в хозяйственный оборот мелких и мельчайших месторождений очень важно для нефтедобывающих регионов. Поэтому они предлагают свои пути решения данной задачи.

Например, по мнению губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Натальи Комаровой, необходимо передать регионам федеральные полномочия по управлению малыми месторождениями (с запасами до 1 млн т нефти и ресурсами до 3 млн т), что позволит снизить административные барьеры на лицензионном этапе. Это, в свою очередь, простимулирует небольших недропользователей инвестировать средства в месторождения, которые не интересны крупным корпорациям. Кроме того, по мнению Н. Комаровой, стоит предусмотреть для добывающих организаций вычет из НДПИ в объеме затрат на геологоразведочные работы.

Такие инициативы особенно актуальны для регионов, которые заинтересованы в активном вовлечении в разработку малых месторождений. Ведь в большинстве субъектов РФ компании, занимающиеся их освоением, являются основными налогоплательщиками.