Site icon ИнфоТЭК

Кто заплатит за декарбонизацию?

Процесс декарбонизации в ЕС в настоящее время оказался под вопросом, но Евросоюз продолжает продвигать климатическую повестку, причем его усилия во многом направлены вовне. И это не только трансграничное углеродное регулирование (CBAM), но и международные воздушные и морские перевозки. Соответствующие предложения формируются в рамках пакета Fit for 55, который должен позволить ЕС сократить выбросы парниковых газов как минимум на 55% в 2030 году относительно 1990 года и достичь в 2050 году климатической нейтральности.

Декарбонизация авиатранспорта под вопросом

Международные воздушные и морские перевозки вносят ощутимый вклад в антропогенные выбросы парниковых газов. На долю первых, согласно текущим оценкам, приходится около 2% мировых выбросов, а на долю вторых – примерно 3%, так что в совокупности их вклад сопоставим с крупнейшими странами-эмитентами. Хотя Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Международная морская организация (ИМО) уже обозначили свои климатические цели и стратегии, в ЕС считают их недостаточными.

При этом следует принимать в расчет, что в сфере и авиа-, и морских перевозок прогнозируется достаточно динамичный рост спроса, а возможности замещения нефтяного топлива в этих секторах пока ограничены.

ИКАО поставила цели повышения топливной эффективности авиаперевозок на 2% в год в период до 2050 года и перехода к углеродно-нейтральному росту с 2020 года. Одним из механизмов такого перехода выступает CORSIA – Система компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации. Она предполагает, что авиакомпании, совершающие международные перевозки, будут раскрывать данные о выбросах парниковых газов и с 2027 года платить за них, если они превысят уровень 2019 года. CORSIA является первым международным рыночным механизмом сокращения выбросов для отдельно взятого сектора.

С одной стороны, сейчас активно идет реализация пилотного этапа CORSIA (2021–2023 годы), участие в котором добровольно. ИКАО регулярно сообщает о растущем количестве стран, полностью присоединившихся к данной программе: их было 88 в 2021 году, стало 107 в 2022 году и ожидается более 109 в 2023 году. С другой стороны, международные перевозки еще не полностью восстановились после ограничений, связанных с COVID-19, но уже столкнулись с новыми, связанными с ситуацией на Украине. В этой связи возможности декарбонизации, которая в этом секторе требует значительных вложений в новые технологии, пока не слишком определенные, особенно на евразийском пространстве.

На этом фоне Еврокомиссия предложила распространить действие Европейской системы торговли квотами на выбросы (ЕСТК) на внутренние перелеты, а CORSIA использовать для международных. Европарламент решил, что, во-первых, ЕСТК должна охватывать и международные рейсы, использующие аэропорты Европейской экономической зоны, во-вторых, нужно отказаться от бесплатных квот для авиации к 2025 году и, в-третьих, 75% доходов от продажи этих квот должны быть использованы для поддержки новых технологий и инноваций.

Международная ассоциация воздушного транспорта выступила с критикой такого решения, так как односторонние правила способны подорвать работу CORSIA. Позиция Совета ЕС ближе предложению Еврокомиссии: оставить регулирование перелетов за пределы Европейской экономической зоны за CORSIA и постепенно до 2027 года отказаться от бесплатных квот для внутренней авиации (предусмотрев резерв для компаний, использующих низкоуглеродное топливо). Переговоры парламента и совета продолжатся. Можно вспомнить, что в 2012 году ЕС уже предпринимал попытки расширить ЕСТК на международные рейсы. Это отчасти и привело к формированию международного регулирования CORSIA.

CORSIA уходит в море

Декарбонизация международных морских перевозок происходит медленнее, чем воздушных. В первоначальной стратегии по снижению выбросов парниковых газов судами (2018 год) ИМО анонсировала цель сократить эмиссию по крайней мере на 50% к 2050 году относительно 2008 года. Основными механизмами здесь выступают требования по повышению энергоэффективности. В 2023 году стратегию ждет пересмотр.

Еврокомиссия же вернулась к идее охватить ЕСТК морские перевозки – как внутренние, так и международные. Европарламентарии предлагают распространить систему на 100% внутренних маршрутов до 2024 года и на 50% международных до 2026 года. С 2027 года охват морских перевозок ЕСТК должен составить 100% для всех (с возможными исключениями для отдельных третьих стран). Кроме того, к регулируемым выбросам предлагают отнести не только углекислый газ, но и другие (например, метан), а доходы от продажи квот направлять на поддержку энергоэффективности и климатической устойчивости морского сектора Евросоюза. Совет ЕС согласен с включением морских перевозок в периметр ЕСТК и рассматривает специальные условия для стран союза, где такие перевозки вносят значимый вклад в экономику.

В ИМО тем временем идет обсуждение введения ценовых сигналов для достижения климатических целей, то есть платы за углерод. Ускорят ли европейские усилия появление аналога CORSIA для морских перевозок?

 

Exit mobile version