Искусство переводить стрелки

Почему "Транснефть" пытается взыскать средства с тех, кому сама и причинила ущерб

Искусство переводить стрелки
Фото: Транснефть

Искусство переводить стрелки крайне важно для компании, обеспечивающей транспортировку. Если вовремя и правильно не перевести стрелку, то это, как известно, может стать причиной тяжелейшей катастрофы, обернуться огромными потерями и даже жертвами. Но если с транспортным потоком справиться не удалось, то тут уже надо уметь переводить стрелки в переносном смысле. То есть попытаться свалить вину на кого-то другого. Не подобное ли искусство демонстрирует сегодня компания "Транснефть"?

Мягко говоря, весьма удивительно звучит сегодняшнее сообщение о том, что "Транснефть" подала иск против "Роснефти" на 2 млрд рублей. Объяснить логику действий транспортной монополии иначе как желанием перевести стрелки достаточно трудно.

Давайте разберемся с самого начала. Безусловная обязанность "Транснефти", как оператора единой нефтепроводной системы, – обеспечивать сохранность качества нефти, сдаваемой недропользователями в экспортную трубу. Но, как известно, этой обязанностью компания де-факто манкировала в апреле 2019 года, и в результате крупнейший российский экспортный нефтепровод оказался загрязнен хлорорганическими соединениями.

К чему все это привело, прекрасно известно: грузоотправители понесли беспрецедентные потери. Им пришлось нести и затраты на восстановление качества нефти, и убытки из-за сокращения добычи из-за простоя трубы и т. д. Но самым главным негативным следствием инцидента стало нарушение "Транснефтью" обязательств по договору транспортировки и приостановка прокачки сырья. Из-за этого оказались сорваны сроки исполнения договоров поставки, что повлекло за собой встречные финансовые требования со стороны иностранных получателей нефти.

Остановка "Дружбы" сказалась и на экспорте нефти из России, и на объемах ее добычи. Так, в мае 2019 года поставки в Европу, по данным ЦДУ ТЭК, снизились на 592 550 тонн или на 3,2% по сравнению с апрелем. Полное восстановление прежних масштабов поставок произошло лишь в августе того же года, после очистки трубопровода

В июле 2019 года совет директоров "Транснефти" определил размер компенсаций нефтяным компаниям за загрязнение сырья в "Дружбе" из расчета 15 долл. за баррель. При этом общий размер компенсаций госкомпания оценила в тот момент в 45-75 млн долл. Как заявили нефтяные компании, данная сумма оказалась значительно меньше реального ущерба. Да и относительно консервативная оценка общего ущерба, произведенная Минэнерго, превысила 100 млн долл.

Поэтому неудивительно, что решение совета директоров "Транснефти" вызвало возмущение компаний, понесших убытки из-за халатности транспортной монополии. В частности, белорусский государственный концерн "Белнефтехим" заявил, что "Транснефть" не имеет права ограничивать компенсации. "По общему юридическому правилу, обязанное лицо не может в одностороннем порядке определять пределы своей ответственности перед теми, кому оно обязано", – подчеркнул зампред госконцерна Владимир Сизов.

Окончательно споры так и не урегулированы до сих пор. Основным оппонентом транспортного монополиста выступает "Роснефть". Компания неоднократно выступала с предложениями по комплексному урегулированию неблагоприятных последствий, вызванных инцидентом на нефтепроводе "Дружба", но "Транснефть", очевидно, не настроена на мирное решение проблемы.

Судя по сегодняшним сообщениям о подаче очередного иска, "Транснефть", по всей видимости, решила переложить ответственность за инцидент на грузоотправителей. Этот демарш вызывает глубочайшее удивление. По всей видимости, "Транснефть" тут руководствуется принципом "лучший способ защиты – это нападение".

Об авторе

Валерий Андрианов
Валерий Андрианов
Доцент финансового университета при Правительстве РФ
Все статьи автора

Аналитика на тему