Год назад Европейский союз, страны "Большой семерки" и Австралия ввели запрет на импорт российской нефти и нефтепродуктов, поставляемых морским транспортом. Был также установлен так называемый потолок цен – норма, согласно которой европейские компании могут осуществлять транспортировку российской нефти в третьи страны только при условии, что ее цена остается на уровне заранее указанного "ограничения" (не более $60 за баррель). Вероятно, страны ЕС планировали, используя сформированные в результате эмбарго схемы, получать российские энергоресурсы по "потолочным" (то есть искусственно сниженным) ценам и тем самым снизить уровень инфляции в своих экономиках. Однако этого не произошло – в ответ на недружественные шаги Брюсселя и Вашингтона Президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому не допускаются поставки российской нефти в страны, одобрившие применение данного "потолка". Иными словами, РФ отказалась продавать свое сырье по нерыночным ценам. При этом данная мера никак не сказалась на производственной деятельности российских нефтяных компаний и объемах внешних поставок.
Поставки меняют курс
Российские порты, традиционно ориентированные на поставку нефти в направлении европейских стран, сосредоточены в Черноморском, Балтийском и Арктическом бассейнах. Совокупная отгрузка через порты Новороссийск, Приморск, Усть-Луга, Калининград, Варандей, Мурманск, Сабетта за 2021 год составила 2,1 млн баррелей в сутки (в направлении как Европы, так и стран АТР), а за 2022 год она возросла до 2,6 млн б/с (или на 22% относительно уровня 2021 года). Это произошло за счет значительного роста спроса на рынках АТР на российские сорта нефти: Urals, Arco, "Варандей", "Новопортовая легкая".
До ввода эмбарго на российскую нефть зависимость стран Евросоюза от ее поставок была крайне высокой (см. рис.). Так, в 2021 году на Европу приходилось 53% экспортных объемов РФ, в 2022 году – 44%.
Таким образом, санкционное давление на энергетический сектор России сработало не в направлении снижения спроса на российскую нефть, а лишь спровоцировало рост продаж на новых рынках.
При этом следует отметить эффективную работу российских компаний по диверсификации направлений экспорта нефтеналивных грузов из Европы в дружественные и нейтральные страны, проводившуюся еще до начала ввода в действие эмбарго. Так, в ноябре 2022 года в порту Приморск, традиционно ориентированном на поставки нефти в Европу, доля отгрузок в дружественные страны уже составила 75%, в порту Усть-Луга – 77%, в порту Новороссийск – 46%, Мурманск – 76%.
Данный процесс продолжился и в нынешнем году. Увеличились поставки на рынки АТР сортов Urals, ARCO, Siberian Light, "Сахалин" и "Витязь". По итогам октября 2023 года 45% российских поставок нефти приходилось на долю Индии, 28% – Китая, 11% – Турции.
Надо отметить, что в период усиления санкционного давления и переориентации мировых нефтегазовых грузопотоков российские трубопроводные системы, ориентированные на конкретные рынки сбыта, оказались более уязвимыми. Они потеряли часть грузопотока, направлявшегося в недружественные страны. В то же время поставки морским путем, обладающие маневренностью, позволили в короткие сроки изменить направления поставок.
Европейские грабли
На протяжении трех десятилетий постсоветской истории Россия, по сути, поддерживала экономики стран Евросоюза за счет надежных поставок энергоресурсов по выгодным ценам. После того, как страны ЕС и США начали проводить недружественную стратегию в отношении РФ, ввели эмбарго и потолок цен, это "бумерангом" ударило по экономике ряда западных стран, привело к росту затрат на энергоносители в Еврозоне.
В текущей ситуации политической конфронтации обеспечение дополнительных поставок нефти на мировой рынок, по сути, означало бы поддержку экономик стран-импортеров. В этой связи решение о дальнейшем сокращении добычи странами-членами альянса ОПЕК+ демонстрирует приверженность ранее взятому курсу на жесткую балансировку спроса и предложения и вместе с тем знаменует собой завершение периода субсидирования "коллективного Запада" за счет поставок дешевой нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, можно однозначно утверждать, что Запад пострадал от собственных ограничений гораздо больше, чем Россия. Теперь Европа вынуждена приобретать нефть по высоким мировым ценам, да к тому же с завышенной стоимостью фрахта за счет удлиненного маршрута доставки.
Что ждет Европу в перспективе? Общий дефицита нефти на мировом рынке (как в результате действия ограничений в рамках ОПЕК+, так и вследствие недофинансирования глобального сектора upstream) будет усугубляться нехваткой танкеров для перевозки нефтеналивных грузов в страны Евросоюза. Кстати, ранее аналитики Еврокомиссии прогнозировали, что не хватит танкеров для транспортировки российской нефти и нефтепродуктов в страны АТР, а по факту оказалось, что недостаточно судов для доставки сырья и топлива в государства ЕС.
Необходимо также отметить, что эмбарго и установленный коалицией западных стран "потолок" цен на нефть не привели к критичному снижению нефтегазовых доходов РФ. Да, за 11 месяцев 2023 года они сократились на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, что отражает волатильность мировой ценовой конъюнктуры, а также наличие дисконтов на сорт Urals. Но такое снижение точно не является целевым показателем для коллективного Запада.
Стоит еще раз отметить неэффективность эмбарго и ценовых потолков. Эти меры, противоречащие международным правовым нормам, не нашли поддержки со стороны основных покупателей российской нефти. И вместо сокращения добычи и производства привели к увеличению поставок углеводородного сырья из РФ на наиболее перспективные и растущие азиатские рынки.