Site icon ИнфоТЭК

Эффект на доллар

Вторая половина июля и начало августа 2025 года в мировой нефтяной геополитике прошло в ожидании реализации угроз Дональда Трампа ввести вторичные санкции против покупателей российской нефти. Схема предполагала введение тарифов в 100% на импорт в США товаров из стран, закупающих российскую нефть (а также иные энергетические ресурсы). Однако развитие событий показало, что ультиматум Трампа не сработал – ни Китай, ни попавшая в фокус всеобщего внимания Индия не отказались от торговли с Россией. Более того, в силу невозможности организовать, говоря в стилистике Трампа, "большое красивое нефтяное эмбарго", Вашингтону пришлось идти на уступки России, выразившиеся в проведении саммита США-РФ на Аляске. Во многом данный саммит закрыл разговоры о том, что "Запад способен изолировать Россию от мирового сообщества".

"Большое красивое нефтяное эмбарго"

В Финансовом университете при правительстве РФ было проведено исследование, показавшее, что новая повестка для БРИКС может быть сформирована в том числе через апелляцию к развитию мировых энергетических процессов. Последние протекают не только в силу объективных экономических и технологических изменений в мире, но и в силу геополитических процессов, где ошибки и самонадеянность Запада (в том числе зиждущиеся на санкционных просчетах) ведут не к ослаблению, а к координации и к развитию сотрудничества стран из альтернативных центров силы. Таких, как БРИКС.

Пример с попытками США вводить санкции против партнеров России по БРИКС просто за торговлю этих стран с нашей страной ярко иллюстрирует указанный тезис. Рассмотрим внимательнее развитие событие, когда, казалось бы, изначально "замах" со стороны Вашингтона был как раз сильный, а вот реальный "удар" оказался слабым.

Итак, сначала произошло снижение уровня угроз: от существовавших на уровне законопроекта Линдси Грэма (внесен в списки экстремистов и террористов в РФ) 500-процентных пошлин дело дошло до угроз в 100-процентные пошлины.

Затем из темы обсуждения как будто полностью исчезли Китай и Турция. И сам Трамп, и другие официальные американские лица почти перестали их упоминать как объекты для вторичных санкций США. Про возможность мер против этих стран, не называя их, Трамп отвечал уклончиво в духе "может, да, а может, и нет", да и то только когда его напрямую спрашивали об этом журналисты.

С Китаем 11 августа даже было достигнуто "тарифное перемирие", когда президент Соединенных Штатов отложил введение новых пошлин против него на 90 дней (соответственно, введение санкций еще и за торговлю с РФ против КНР стало нерелевантным). Про Турцию американский истеблишмент и даже журналисты как будто забыли.

"Метод от противного"

Формально США ввели против пошлины против Бразилии в 50%, но это коснулось только некоторых товаров (в их числе мяса и кофе), а ряда других не коснулось (целлюлоза, комплектующие самолетов, редкоземельные металлы, апельсиновый сок), то есть уровень эскалации экономического давления со стороны Вашингтона показал свой предел.

Что еще важнее, меры США вызвали дипломатический скандал и существенное ухудшение политических отношений между Вашингтоном и Бразилиа. Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва заявил, что намерен провести встречу с руководителями Индии и Китая, чтобы обсудить совместный ответ группы БРИКС на введенные американцами импортные пошлины. А глава МИД КНР оперативно отправился в Индию. То есть действия Трампа как раз дали повод и стимул для стран БРИКС сближаться и превращаться из экономического форума в прообраз полноценного альянса. Такой "метод от противного" как раз и дает шанс объединению стран найти свою субъектность и цель существования.

На уровне заявлений своего политического руководства Индия требования Трампа фактически отвергла. Свою лепту внесли и резкие публичные (в социальной сети) высказывания самого американского президента об индийской экономике, которую он назвал "мертвой". Для индийских политиков и самой Индии с ее парламентской демократией, достаточно высоким уровнем публичной политической конкуренции и свободы слова высказывания Трампа были дополнительным вызовом. Если бы премьер Нарендра Моди явно пошел на уступки Трампу и проглотил бы оскорбительные высказывания последнего, та же политическая оппозиция в лице Индийского национального конгресса и прочих партий использовала бы это в своих интересах.

От Индии до Аляски

В итоге Трамп 6 августа все же ввел дополнительные пошлины против Индии, но лишь в 25% (дополнительно к базовым пошлинам в 25%). Но новые пошлины должны вступить в силу только после отсрочки, и они коснулись лишь части товаров (из-под них выведена, например, очень востребованная на американском рынке индийская фарма, а также смартфоны – что важно с учетом планов переноса производства Apple iPhone в Индию). А Моди в ответ заявил, что готов "заплатить высокую цену ради индийских фермеров". Явно имелось в виду, что Индия продолжит закупать российскую нефть.

Собственно, тот факт, что Индия не пошла на уступки США, во многом и объясняет готовность Трампа согласиться на предложение Путина провести саммит. "Нефтяные успехи" плюс некоторые собственно продвижение ВС РФ на фронте сделали возможной встречу на Аляске.

Западная пресса (вовсе не обязательно симпатизирующая Трампу, как раз наоборот – но еще более заинтересованная в информационных атаках на российский нефтяной экспорт) стала активно сообщать о том, что некоторые индийские НПЗ стали отказываться от российской нефти в пользу иных поставщиков. Доля правды в этом есть – если только не заслонять иную часть картины. А именно ту, которая показывает, что в целом Индия продолжает закупать крупные объемы российской нефти (только это теперь делают частные НПЗ, а не государственные).

Да и государственные индийские НПЗ, по версии Bloomberg, после определенной паузы, связанной с необходимостью адаптироваться к санкциям Запада, снова стали наращивать закупки у российских компаний.

Активнее всего о поиске альтернатив частью индийских НПЗ писало агентство Reuters, но также о требованиях к индийским заводам со стороны своего правительства представить "план закупок альтернативной нефтью" писал и Bloomberg. Громко нагнеталась и тема того, что НПЗ "ждут сигналов от правительства".

На самом деле, с учетом особенностей политического устройства Индии (где есть и реальный федерализм, и развитая публичная политическая конкуренция), многим крупным частным компаниям нет никакого смысла ждать "сигналов" от правительства, эти крупные компании вполне самостоятельны в решениях. Если только речь не пойдет об официальном введении государственного регулирования в виде запрета на импорт российской нефти – но по поведению Моди видно, что никакого такого запрета не предвидится. С учетом импорта до 2 млн баррелей в сутки только сырой российской нефти Индии было бы невозможно в моменте найти альтернативу. Все остальные варианты – от развала ОПЕК+ до масштабного роста добычи в США требовали бы многих месяцев или даже лет для реализации, это точно не сюжет ультиматумов на несколько недель.

На 1 доллар меньше

Для самого Трампа реальная попытка отказа Индии от российских нефти и нефтепродуктов (после чего неизбежно пришлось бы "вспоминать" и про Китай, и про Турцию и пр.) была бы опасной.

Уход крупного поставщика нефти и нефтепродуктов с рынка неизбежно создал бы дефицит и спровоцировал бы рост цен на энергию вообще в мире, включая США (где избиратели исторически очень чувствительны к теме цен на моторное топливо у себя в стране). Нет уверенности в том, что Трамп реально был готов к столь высоким рискам, как торговая война сразу с несколькими крупными экономиками мира, да еще и с риском провоцирования политически опасной для действующей администрации инфляции в Соединенных Штатах.

Мировой нефтяной рынок, к слову, в готовность Трампа идти на указанные риски сразу не поверил. Никакого заметного роста цен на нефть после угроз Трампа в адрес Нью-Дели не последовало – то есть игроки рынка не поверили в скорые перебои с экспортом российской нефти. Да и Bloomberg в рамках профильных статей вынужден признать, что никакого существенного снижения морского экспорта российской нефти не наблюдается.

Помимо западных агентств, важным источником информации по экспорту в Индию являются данные индийской таможни – хотя и тут приходится "верить на слово", да и статистику таможня этой страны публикует с задержкой (в августе – про май). В мае как раз имело место наращивание поставок нефти из России – возможно, НПЗ пытались ее запасать в ожидании все-таки каких-то перебоев. Но скорее дело в приближавшемся сезоне высокого спроса.

Что касается дисконта на российскую нефть, то Argus сообщает о росте его на 1 доллар за баррель после введения Трампом мер в 25% дополнительных пошлин против Индии. Собственно, пока в этом 1 долларе дополнительной скидки за баррель и заключается весь эффект трамповских угроз и мер против покупателей российской нефти. Объективно говоря, этот один доллар скидки за "бочку" не такой уж большой результат для американской администрации. Тем более если подобная линия Вашингтона еще и подталкивает БРИКС к обретению коллективной политической субъектности.

Exit mobile version