Экологический ущерб от террористического подрыва ниток "Северного потока – 1" и "Северного потока – 2", очевидно, весьма существенный, но об этом говорят мало. Предпочитают отмалчиваться перед лицом тех, кто, скорее всего, это организовал и сделал.
It’s done
Сейчас наступило время откровений, и заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд в одном из своих недавних выступлений "английским по белому" призналась в том, что главным бенефициаром этой акции являются представители американских властей. На них и на Британию, собственно, и смотрят в Европе, когда упоминают этот теракт.
Никто, естественно, не забыл и короткую СМС Элизабет Трасс – тогдашнего премьера островного государства – "It’s done", направленную практически сразу после теракта госсекретарю США Энтони Блинкену (так сказать, на короткой дружеской ноге). Таких совпадений не бывает. Впрочем, обнародование этой информации стало возможным после вероятной хакерской атаки на телефон Трасс, поэтому и относиться к этому надо соответствующим образом. Но все же публикацию никто не опроверг.
Некоторые ученые и экологи бьют тревогу, полагая, что подрывы вызовут "снежный ком" экологических проблем во всех близлежащих странах. Сам по себе природный газ, транспортируемый по трубам (на 95–98% метан), вроде бы не представляет опасности для окружающей среды – не смешиваясь с водой, он растворяется в атмосфере. Однако специалисты указывают на сопутствующие угрозы.
Так, взрывы произошли весьма близко к острову Борнхольм (Дания), где в 1947 году, в рамках послевоенной демилитаризации Германии, в Балтику были сброшены запасы химического оружия. Их общие объемы – 32 тыс. т, но они содержат около 11 тыс. т активных боевых отравляющих веществ, в том числе, например, радиоактивный изотоп цезий-137 (тот самый, капсулу с которым недавно потеряли и нашли в Австралии), а также токсичные огнестойкие химические вещества (полибромированные дифениловые эфиры, тяжелые металлы – ртуть, кадмий и свинец). С течением времени и под действием соленой воды корпуса боеголовок гарантированно подверглись коррозии, а содержимое постепенно просочилось в донные отложения. Взрывы трубопроводов подняли эту взвесь, безусловно нанеся пока не оцененный вред морской фауне и близлежащим территориям.
Жертвы теракта
Известно, что морские экосистемы очень чутки к любым изменениям. И если, например, процесс цветения водорослей окажется нарушен из-за этого загрязнения, то, по мнению специалистов, возникнет "эффект домино" для других обитателей морского дна. А там ситуация серьезная: по данным экологов, объем утечки газа уже превысил 200 тыс. т и оказался равен многолетнему объему выбросов миллионов работающих автомобилей. Если быть более точным, то выброс соответствует 20 годам непрерывной езды 5,48 млн среднестатистических американских машин. Понятно, что американские авто тут выбраны как не самые экологически чистые.
Если вы предпочитаете сухие цифры, то, по данным Датского энергетического агентства, утечка газа из взорванных трубопроводов со временем приведет к выбросам парниковых газов в объеме примерно в 14,6 млн т CO₂-эквивалента. Это сравнимо примерно с третью всех выбросов парниковых газов в Дании за год.
Сами взрывы уже погубили несколько тонн рыбы, планктона и зоопланктона, также нарушив экосистему Балтики. Помимо этого часть морских животных просто задохнулись в потоках метана, вырвавшегося из разрывов трубопровода.
Метан токсичен для рыб: попадая в их организм, он повреждает их жабры, хеморецепторы, кожу и глаза, заполняет плавательный пузырь. Похожие эффекты метан оказывает на моллюсков. Попадая на стол, такие морепродукты становятся опасными для людей.
К тому же метан является парниковым газом. И даже если он не взрывается, то, рассеиваясь, ускоряет пресловутое глобальное потепление, о предотвращении которого так пекутся находящиеся сейчас у власти в США демократы в лице Джозефа Байдена и его команды. Учитывая разброс в оценках относительно влияния метана на глобальное потепление, подсчитать долгосрочные эффекты довольно трудно, но они обязательно будут. Таким образом, острые вопросы, что называется, повисают в загрязненном воздухе…
Газ легче воды и поэтому некоторое время он выходил в атмосферу, приводя к массовой гибели птиц и млекопитающих. Эксперты считают, что это происходило в течение двух недель. Огромное количество погибших существ, оказавшихся на дне Балтики, море смогло, так сказать, "переработать" за еще более длительный период – месяца за три-четыре.
Ничего не вижу, ничего не слышу…
Интересно, что официальные органы власти Германии (например, Министерство окружающей среды) поспешили заявить, будто бы утечки не представляют серьезной угрозы для морских флоры и фауны. Но некоторые обстоятельства (например, запрет на исследования в районе подрывов) не позволяют объективно оценивать подобные оправдания германской стороны – кстати, больше всего пострадавшей в ходе инцидента в экономическом плане.
Непосредственно пострадавшие с точки зрения экологии страны – Дания и Швеция, в зоне ответственности которых произошли инциденты, – также пока хранят загадочное молчание относительно виновников и размеров ущерба. Это вызывает искреннее удивление. Экологические проблемы распространяются несмотря на границы – под угрозой находятся все страны региона. Проходящие корабли могут годами возить по мировому океану остатки загрязнения.
От себя отмечу, что ущерб удалось минимизировать за счет экстренного прекращения подачи газа и профессиональных действий российской стороны.
Упомянутая Виктория Нуланд и ряд американских официальных лиц, откровенно порадовавшихся подрыву, забыли упомянуть, что превратившиеся "в металлолом" поврежденные трубы также представляют из себя отнюдь не экологически чистые объекты. И в этом точно не вина России, как бы ни старались вывернуть ситуацию наизнанку некоторые акторы.
Извечный русский вопрос "Кто виноват?" в данном случае не является риторическим и требует конкретного ответа. Необходима и нейтрализация ущерба – экологического и финансового.