В ноябре 2023 года проект "Арктик СПГ 2" попал в так называемый SDN-лист США, подразумевающий запрет американским лицам на взаимодействие с подсанкционной компанией. У прочих компаний, каким-либо образом взаимодействующих с фирмой в SDN-листе, появляется риск вторичных санкций. Неудивительно, что вскоре все участники проекта "Арктик СПГ-2", как сам "Новатэк", так и иностранные партнеры объявили форс-мажоры по проекту. Форс-мажор очевиден, а такая формулировка позволит избежать штрафов в случае задержки или отмены поставок сжиженного природного газа (СПГ) по контрактам. С другой стороны, для иностранных участников объявление форс-мажора может означать и приостановку участия в проекте "Арктик СПГ 2".
Что было?
В проекте "Арктик СПГ 2" 60% принадлежит компании "Новатэк", а 40% –иностранным партнерам. По 10% у французской TotalEnergies, китайских CNPC и CNOOC, а также консорциума японских компаний Mitsui и JOGMEC.
Сложности у "Арктик СПГ 2" начались уже вскоре после случившихся в 2022 году геополитических изменений. Прекратили работу западные подрядчики, возникли проблемы с поставкой части еще не полученного импортируемого оборудования. Кроме того, один из партнеров по совместному предприятию TotalEnergies объявила, что приостанавливает инвестиции. "Новатэк" по понятным причинам не афиширует шаги по преодолению трудностей. Такой режим работы показывает себя эффективно при продолжении проекта в условиях сложившихся ограничений.
Так или иначе, понятны два аспекта. Во-первых, существенные проблемы связаны c дефицитом газовых турбин, которые компания Baker Hughes успела поставить не для всех трех линий. Забегая вперед: ответом на этот вызов в будущем стал проект "Мурманский СПГ", где будет использована электроэнергия Кольской АЭС и электрический привод компрессоров, который проще импортозаместить.
Во-вторых, возможные трудности будут нарастать от первой линии (которая уже запущена) к третьей (где "плановое" иностранное оборудование удалось получить в меньшем объеме). Тем не менее, проект вовсю реализуется, а два судна, как предполагается, с оборудованием для оставшихся строящихся линий недавно вышли из китайского порта.
Что случилось?
Таким образом, с добычей ожидаемо проблем нет, с заводами по сжижению – трудности решаются. Но остался последний этап цепочки – это транспортировка СПГ. Во многом именно на него направлены новые санкции. Неслучайно, практически одновременно в SDN-лист попали и два новых перегрузочных комплекса (с СПГ-танкеров ледового класса на традиционные газовозы) – в Мурманске и на Камчатке, которые должны сыграть важную роль в логистике вывоза СПГ с нового проекта.
Традиционно, участие иностранных партнёров – это способ не только привлечь финансирование и сбыт, но и возможность рассчитывать на определенную защиту и/или помощь на международной арене. До поры до времени это работало. Но не сейчас.
Напротив, SDN-лист – это, по большому счету, сигнал всем иностранным участникам проекта выйти из него или, по крайней мере, минимизировать свое взаимодействие с подсанкционными компаниями.
Напомним, что в "Арктик СПГ 2" участники проекта получают СПГ пропорционально своей доле. Тем не менее, в отчасти формальных двадцатилетних контрактах на покупку прописаны отгрузки как раз с новых перегрузочных комплексов, куда сжиженный природный газ должен доставляться с помощью газовозов ледового класса.Вопрос дефицита газовозов и вывоза СПГ в сложившейся ситуации – основной. Напомним, что для проекта изначально предполагался 21 газовоз ледового класса (Arc7) – 15 построенных на "Звезде" и 6 – на корейских верфях (три для перевозчика "Совкомфлот", три – для MOL.) Удастся ли получить что-то из судов на корейских верфях, пока непонятно. Российские суда пока строятся с задержкой и в партнерстве с корейской Samsung Heavy Industries, которая поставляет некоторое ключевое оборудование. В сложившихся обстоятельствах из 15 судов вместе с SHI будет построено пять, остальные планируется достраивать с помощью китайских компаний. Таким образом, даже в лучшем случае мы увидим сдвиг вправо по срокам. Он наблюдается уже сейчас.
Хватит ли для проекта "Арктик СПГ 2" только части газовозов, возможно ли использование имеющихся с "Ямал СПГ"? Оптимизация логистики проектов на Ямале и Гыдане – достаточно сложная задача, а число необходимых танкеров сильно зависит от того, в западном (Европа) или восточном направлении идет экспорт. Строго говоря, даже для "Ямал СПГ" действующих танкеров ледового класса недостаточно, чтобы в летний период обеспечивать вывоз всех объемов в восточном направлении. Начало работы перегрузочных комплексов может сильно изменить расклад, уменьшить загрузку газовозов ледового класса даже для проекта "Ямал СПГ", таким образом высвободив часть дефицитных судов.
Таким образом, успехи в вывозе нового СПГ будут зависеть от:
- Возможности использования находящихся в SDN-листе перегрузочных комплексов в Мурманской области и на п-ове Камчатка. Это наиболее критичный пункт.
- Объемов экспорта СПГ в Европу, что позволяет сэкономить на транспортном плече. Сейчас эти объемы значительны ("Ямал СПГ"), но новый "подсанкционный" сжиженный природный газ ЕС, скорее всего, покупать не захочет.
- Количества новых газовозов ледового класса, которые все же удастся получить.
Но вопрос дефицита газовозов состоит из двух частей. Если будет работать перевалка, то нужны и "обычные" газовозы, которые будут вывозить СПГ дальше. Захотят ли судовладельцы работать с подсанкционными перегрузочными комплексами?
При этом "серого флота" газовых танкеров не существует. СПГ-танкеров уже много, но пока все они наперечет, а каждый их груз отслеживается (на основании таких отслеживаний часто и появляется статистика по экспорту-импорту).
Многое будет зависеть от позиции иностранных партнеров проекта, в первую очередь азиатских. Рискнем предположить, что TotalEnergies минимизирует дальнейшее участие, а с китайскими и японскими компаниями возможны форматы дальнейшего взаимодействия.
Китайские партнеры уже запросили в США исключение из правил. И окажется неудивительным, если оно все же будет получено. Дело в том, что за последние три года китайские компании одновременно заключили долгосрочные контракты на импорт очень значительных объемов СПГ из США, во многом обеспечив тот рост американского экспорта СПГ, который мы увидим в ближайшие годы. И, вероятно, у них есть неформальные права и основания потребовать исключений и для российского СПГ.
Но даже если такое исключение будет получено, "Новатэку" нужно решать вопросы и с вывозом оставшихся, в первую очередь собственных (60%), объемов. Кто поможет здесь, и будет ли дисконт? Следим дальше.
Что будет?
Представители США, не стесняясь, сообщают, что намерены уничтожить проект "Арктик СПГ 2". Но позволим себе предположить, что конкретно "Арктик СПГ 2", пусть и с издержками, в том числе финансовыми (дисконты), будет реализован.
Как это обычно бывает, все "игры", пусть формально связанные с действующими или почти готовыми заводами СПГ, по большому счету направлены на новые проекты. И у России, и у США – амбициозные планы по дальнейшему развитию сектора, поэтому понятно желание Соединенных Штатов ухудшить положение России на этом рынке, воспользовавшись ситуацией.
Сейчас уже понятно, что любые новые СПГ-проекты могут оказаться под аналогичным санкционным давлением. Это неизбежно приведет к новым трудностям, даже если оставить за скобками доступ к иностранному оборудованию и газовозам. Импортеры не захотят заключать долгосрочные контракты, а скорее, захотят, но потребуют скидок за неопределенность.
Понятно, что таких комфортных для "Новатэка" условий продажи долей в совместных предприятиях, как это было в случае "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ 2", уже не получить. Напомним, что в этих проектах существует непропорциональное финансирование, когда иностранные партнеры инвестируют заметно больше, чем их доля. Новые проекты придется осуществлять с большей опорой на собственные возможности, искать и создавать новые механизмы финансирования.
Очевидно, что пока сохранится и дефицит газовозов ледового класса. Под новые российские заводы СПГ перевозчики вероятно не захотят заказывать ледовые СПГ-танкеры. Ведь в случае форс-мажоров судовладельцам окажется сложно или невыгодно использовать эти суда на других рынках (а глобального рынка судов класса Arc7 нет, все они строились под российские арктические проекты СПГ). Одним из решений может стать "вынос" новых заводов СПГ в незамерзающие порты, как мы уже видим на примере проекта "Мурманского СПГ". Вызовов много, и есть основания надеяться, что они будут преодолены.
Для этого, в частности, необходимо всем участникам рынка начать конструктивнее сотрудничать друг с другом. Нездоровая внутренняя конкуренция может привести к тому, что в результате мы проиграем конкуренту внешнему.