Россия и Саудовская Аравия заключили нефтяной союз, по взаимной договоренности снижая объемы добычи нефти. Как это повлияет на мировой нефтяной рынок и насколько долгим и крепким может быть такое сотрудничество?
Союз вдолгую
Как нефтяной союз, который заключили Саудовская Аравия и Россия, влияет на мировой нефтяной рынок, уже заметно, если посмотреть на стоимость нефти. Она сейчас находится в районе $80 за баррель, и это тот итог, который требовался и Саудовской Аравии, и нам. Как у нас, так и у саудитов бюджет достаточно серьезно зависит от нефтяных доходов, единственное — в Эр-Рияде он более разумно выстроен с точки зрения поступлений: есть одна Saudi Aramco, и контролировать приход налогов, а также управление одной компанией гораздо более удобно.
Союз, очевидно, имеет все возможности быть достаточно продолжительным, по меньшей мере до той поры, пока во главе России стоит Владимир Путин, являющийся кавалером ордена имени короля Абдель Азиза, высшей награды Саудовской Аравии. Тогда, во время вручения, которое состоялось еще в 2007 году, король Саудовской Аравии Абдалла прямо заявил, что "этот орден вручается истинным друзьям королевства".
То, что этот нефтяной союз является взаимовыгодным, это тоже очевидно. Не наращивать объемы добычи для того, чтобы подскочила цена и выросла прибыль, — абсолютно разумный подход, и грех его не использовать, если есть такая возможность. Напомню, Саудовская Аравия продлит до августа сокращение добычи на 1 млн барр/сут. Россия объявила о снижении экспорта на 500 тыс. барр/сут.
Что же касается того, как подобный шаг влияет на мировой рынок, то нефть — это классический биржевой товар. Если смотреть на то, как идет торговля на бирже, где на одну сделку с "физической" нефтью приходится в среднем 13–14 "бумажных" сделок, стабильность нефтяного рынка обеспечивает стабильность финансового рынка. А поскольку все крупные производители газа предпочитают работать по классическим формулам цены с нефтяной привязкой, стабильность на нефтяном рынке влияет и на стабильность на газовом рынке.
Если убрать связку России и Саудовской Аравии, то предположить, что в итоге станет с мировой экономикой, достаточно сложно. Понятно, что все это оформлено как соглашение ОПЕК+, но ведь ни для кого не является секретом, кто является лидером в ОПЕК, а кто является лидером в "плюсе". Туда, напомню, входит десять государств, но после весны 2020 года, когда из-за пандемии цены просто рухнули и были какие-то трения, все пришли к выводу, что работать вместе значительно выгоднее, чем пытаться конкурировать между собой.
Реагировать нечем
Что касается возможной ответной реакции США на союз Саудовской Аравии и России и того, готовы ли мы к этой реакции, то ситуация на данный момент достаточно однозначная.
Мы наблюдаем, что противопоставить этому союзу Соединенные Штаты пока ничего не могут. Если вы посмотрите на то, что происходит с той же сланцевой добычей, например, то она не растет — есть технологические пределы любых процессов.
В обычных случаях основное влияние США на мировой рынок цен на нефть заключалось во всевозможных интервенциях из государственного нефтяного резерва. Напомню, что этот стратегический резерв в свое время создавался для снижения зависимости от нефти Персидского залива, но он уже ополовинен. Следовательно, с его использованием возможность маневра закончилась. С учетом "зеленого курса" администрации Байдена пространство для маневра становится еще уже.
Периодически всплывающая в Новом Свете инициатива о том, чтобы принять закон и объявить ОПЕК картелем, а в итоге ввести соответствующие санкции, также уже не проходит.
Если называть вещи своими именами, то нам постоянно тычут в нос тем, что Штаты добывают нефти в мире порядка 12 млн барр/сут, но при этом очень застенчиво "забывают" рассказывать о том, что и потребление в сутки у них составляет около 20 млн барр. В таких условиях — можно поискать статистику — поставки нефти на внешний рынок в обычных случаях из Штатов — около 3 млн барр/сут, а объем закупок — около 7 млн.
В этой ситуации России и Саудовской Аравии и готовиться к ответу не стоит, потому что конкретного ответа не последует. Но, конечно, необходимо внимательно следить за ситуацией.
И, кстати, где пространство для маневра? Смотрим состав G7. Есть ли там нефтедобывающие страны? Нет, только нефтепотребители. Смотрим состав Евросоюза. Есть там крупные производители? Их тоже нет, если не считать транснациональные корпорации, но они ведут свою экономическую политику, далеко не всегда совпадающую с политикой государств — членов ЕС. МЭА — потребители и примкнувшая к ним Норвегия, у которой объем добычи не превышает 2 млн барр/сут.
Уровень приемлем, но…
В результате сегодняшний уровень цен на нефть вполне приемлем для России. Но если не будет приведено в порядок наше законодательство, то мы этот рост цен на нефть в итоге увидим уже на наших АЗС. А приводить в порядок законодательство необходимо — начатый в 2015 году налоговый маневр необходимо немедленно прекратить. Пока он существует, мы так и будем наблюдать дальнейший рост цен с дальнейшим ростом инфляции и всеми отсюда вытекающими последствиями.
Что касается той пользы, которую извлекают и извлекут Саудовская Аравия и Россия из этого сотрудничества, то с Россией все непросто. У нас в итоге получается не польза, а отправка этих денег на те или иные нужды, больше похожая на затыкание дыр. То, что делает Саудовская Аравия, достаточно очевидно. В этом году, например, у них принято окончательное инвестиционное решение о строительстве нефтехимического комплекса в Китае, идет дальнейшая экспансия Saudi Aramco в газовую сферу. То есть там нефтяные деньги консолидируются для того, чтобы расширять свою сферу влияния.