Новые экономические вызовы и тренды требуют своевременных инновационных решений, в частности, в области двигателестроения – для нужд транспортной промышленности и производственных секторов экономики. На 10-й международной выставке "Тепло и энергия", состоявшейся при поддержке Минпромторга России в "Крокус Экспо", представителей производств и майнинговых ферм заинтересовала современная газопоршневая электростанция ЭГПК-9, а также дизельные и газодизельные генераторы Коломенского завода. Разработки предприятия способны решить множество проблем как в транспортном сегменте, так и в сфере распределенной энергии – особенно в условиях растущего энергопотребления и дорогостоящего реформирования электроэнергетической отрасли, которое грозит увеличением нагрузки, в том числе на бизнес.
Двигателестроение – для транспорта и энергетики
На недавнем совещании по вопросам двигателестроения президент России Владимир Путин отметил, что эта сфера "является одним из ключевых показателей технологического развития и суверенитета России". Стоит отметить, что двигателестроение в стране демонстрирует поступательное развитие не только в сферах авиа- и ракетостроения, но и в транспортном машиностроении и энергетике.
Значительную долю отечественных элементов транспортных и стационарных энергосистем конструируют, испытывают и выпускают предприятия, входящие в состав компании "ТМХ-Энергетические решения" (ТМХ-ЭР): Коломенский завод, "Пензадизельмаш", саратовский "Завод аккумуляторных батарей" и новочеркасский "ТМХ-Электротех", "Литейный завод "Петрозаводскмаш".
"Одна из задач, которая ставилась при формировании "ТМХ-Энергетические решения", – развивать производство дизельных и электрических двигателей, генераторов и некоторых других видов техники, чтобы, с одной стороны, закрыть потребности ТМХ, с другой – выйти на другие рынки, где применяется подобная техника. Вторая цель – создать предприятие, способное выпускать под ключ комплексные решения для движения техники", – рассказал гендиректор ТМХ-ЭР Андрей Васильев.
К кризису были готовы
Критическая для российской экономики ситуация 2022 года не застала железнодорожное машиностроение врасплох. Уже в 2011–2015 годах в отрасли действовала федеральная целевая программа по созданию производства дизельных двигателей и их компонентов нового поколения. В 2018–2022 годах 12,5 млрд рублей были вложены в существенное перевооружение цехов крупнейшего в СНГ производителя среднеоборотных двигателей – Коломенского завода (более 50% рынка, экспорт почти в 30 стран). Открывшийся там в 2023 году современный центр испытания увеличил мощности предприятия по выпуску и ремонту двигателей. Кроме того, на предприятии был создан крупнейший в России Инжиниринговый центр двигателестроения и открыты новые производственные участки.
Вице-президент Ассоциации "Объединение производителей железнодорожной техники" Владимир Шнейдмюллер, который в свое время лоббировал создание современных производств комплектующих в России, подчеркнул, что с 2018 года проделана серьезная работа: "Была разработана целая линейка новых дизельных двигателей. Создаются силовые установки нового типоразмера с учетом последних достижений в двигателестроении. <…> И, конечно, следует отметить замену иностранных комплектующих на отечественные, выполненную в кратчайшие сроки с организацией производства десятков тысяч единиц номенклатуры на российских предприятиях".
Масштабные проекты развития
Три года назад Минпромторг России запустил инвестпрограмму на 2022–2025 годы "Железнодорожное машиностроение и компоненты". Предприятия ТМХ-ЭР также реализуют масштабные программы развития при активной поддержке Фонда развития промышленности (ФРП). "Пензадизельмаш" освоил новую линейку современных турбокомпрессоров для локомотивных, энергетических и судовых дизелей мощностью до 7,5 МВт, которые ранее в Российской Федерации не производились. "Литейный завод "Петрозаводскмаш" наладил производство цельнолитых чугунных блоков для цилиндров локомотивных дизелей. "ТМХ-Электротех" производит асинхронные двигатели с высокими тяговыми свойствами для мощных локомотивов нового поколения. Из 6,7 млрд рублей общих инвестиций на эти цели 5,2 млрд рублей – также льготные займы ФРП.
Существенные преобразования произошли на Коломенском заводе. В рамках госпрограммы налажен выпуск компонентовсоздан широкий мощностной ряд среднеоборотных дизельных, газодизельных и газопоршневых силовых установок для локомотивов, энергетики, судостроения и карьерной техники, в том числе двухтопливный газодизель-генератор 16ГДГ 3300 кВт для магистрального газотепловоза 3ТЭ30 (планируется внедрить в 2026 году), дизель-генератор 16-36ДГ для самосвалов БЕЛАЗ-75304. В конце этого года Коломенский завод начнет поставлять для "Росатома" дизель-генераторные установки с мощными двигателями Д500 для строящейся АЭС "Эль-Дабаа" в Египте.
Технологический суверенитет обеспечен
В создавшихся экономических условиях производители в транспортном машиностроении эффективно справляются с новыми вызовами. В частности, Коломенский завод, став своеобразным драйвером, взял курс на обеспечение технологического суверенитета России в области среднеоборотного двигателестроения.
Продолжается работа по введению в эксплуатацию новых участков производства ключевых компонентов двигателей и созданию современных среднеоборотных силовых установок. На рынок выводятся новые технологи и уникальные решения, удовлетворяющие потребности ведущих отраслей отечественной экономики.